Главная \ Стили дизайна \ Стиль регентства

Стиль регентства

Переход от величественного стиля барокко к вычурному рококо во Франции произошёл не сразу. Промежуточным явлением, переходным этапом здесь был стиль регентства. Хронологические рамки его лишь приблизительно совпадают со временем регентства при малолетнем короле Людовике XV Филиппа Орлеанского. Он стал регентом (отсюда и название стиля) лишь в 1715 г., а смена стиля наметилась в самом начале века.

Смена стиля в прикладном искусстве происходит, как правило, плавно, и стиль регентства тому подтверждение. Большая часть изделий этого периода может быть отнесена как к стилю, из рамок которого они вышли (барокко), так и к новому, зарождающемуся (рококо). Близкие явления прослеживаются в мебельном искусстве и ряда других стран, особенно Англии в период правления Георга I.Стиль регентства

Многочисленные и длительные войны Людовика XIV, затянувшиеся в последний период его более чем 70-летнего правления на четверть века (за Испанское наследство, 1701-1714 гг., и др.), большие расходы королевского двора и высокие налоги привели к сильному истощению экономики и многочисленным народным восстаниям. Решение задач, подобных строительству Версаля, стало невозможным. Стиль великого века уходит в прошлое. Жизнь французской аристократии замыкается в кругу интимных настроений. Наступает галантный XVIII век. Утончённость и интимность передаются в интерьер, мебель и всю обстановку. Появляется рабочая комната, и секретер заменяется письменным столом или бюро. Светская жизнь протекает теперь в салонах, которые обставляются сообразно менее регламентированному и принуждённому образу жизни. Интерьеры парадны, но уступают дизайну интерьера в стиле барокко.

Стулья и кресла расставляются вокруг столиков, где и группируется светское общество. Стены и потолки отделаны замечательно, и на их фоне мебель играет второстепенную роль. В мебели формы стали грациозными, с динамичной композицией. Стилевые изменения в первую очередь коснулись декоративного убранства. Излюбленными мотивами стали ленточные переплетения, завитки и гротески. Сказывается влияние китайщины, появляются такие мотивы, как китайская пагода, стилизованный лист пальмы, веер, зонтик и др. Раковина принимает затейливые формы, предвещая грядущий стиль рококо. Начинают применяться экзотические породы дерева, бронзовые накладки.

Формы и декорировка изделий отличаются необузданной фантазией. Таковы, например, консоли. Ножки обильно украшаются декором на мотивы стилизованных листьев, масок, женских головок. Сложные формы получают проножки. Вместо шкафа излюбленным предметом становится комод. Среди мебели для сидения основную функцию выполняет кресло. Новыми элементами декора обогащается диван, входит в моду шезлонг, что означает "длинный стул". Ножки в изделиях изгибаются, прямые линии сменяются округлыми. Вершиной стиля становится декоративное убранство обшитых деревом стен и поверхностей шкафов. Чёрное дерево постепенно вытесняется орехом, розовым деревом, появляются изделия из махагони (красного дерева). Элементы орнамента — лист аканта, волюты, ленточное переплетение и др. — приобретают по сравнению с барочными большую лёгкость и воздушность. В соответствии со вкусами времени украшает свой дом и загородную виллу каждый дворянин. Мебельное искусство перестаёт быть уделом только двора и знатной аристократии.

Стиль регентства присущ и мебельному искусству Германии 10-20-х гг. XVII в. Причём мебель дворцов и особняков аристократии откровенно подражает французским образцам, а бюргерская воспринимает стиль регентства в сильно переработанном виде.

Мебельщики Англии также отреагировали на стиль регентства. Его особенности прослеживаются в форме и декоре комодов, кабинетов, столов, стульев и других предметов. Совершенствуется плавно изогнутая ножка, заканчивающаяся внизу копытцем, а позднее — орлиными когтями, сжимающими шар. Начиная с 20-х гг. XVII в. основным материалом для мебели становится красное дерево. В это время широко распространилось увлечение китайщиной.