Главная \ Стили дизайна \ Стиль классицизм

Стиль классицизм

Франция. Около 1770 г. во Франции сложился  новый стиль — классицизм (от лат. classicus — образцовый), именуемый также стилем Людовика XVI.

Зарождение классицизма в искусстве Франции было предвестником буржуазной революции 1789-1793 гг. Рококо с его вычурностью, манерностью и чрезмерной декоративностью не могло долго продержаться. Художественный критик Шарль Кошен ещё в 50-е гг. обрушивал своё негодование на вдохновителя искусства рококо Ж.-А. Мейсонье, называя его выгибалыщиком всех карнизов, вывёртывателем дуг, завивальщиком каждой формы и т.п.

Вехами на пути развития стиля классицизм явились раскопки, проведённые в Геркулануме (1738) и Помпеях (1748), появившиеся по их следам труды немецкого историка Винкельмана, археолога и писателя Кейлюса, пропагандировавших античное искусство. Появляется новая волна интереса к античности, но смена стиля происходит не сразу. Динамический орнамент начинает успокаиваться лишь после окончания Семилетней войны (1756-1763), в результате которой Франция потерпела поражение от Англии в борьбе за колониальное и торговое первенство. Сильно ухудшившееся экономическое положение страны к концу царствования Людовика XV способствовало победе более сдержанного по духу классического стиля. Появившись сначала в архитектуре, формы классицизма постепенно проникли в прикладное искусство, в том числе и в мебель. Архитектуре присущи чёткость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанным декором. Линии выпрямляются, членения поверхностей становятся более простыми и ясными. Отсюда и берёт начало новый стиль, который достиг полной зрелости в период правления Людовика XVI (1774-1789).Стиль классицизм | Стиль классицизм в архитектуре

В ранний период классицизм ещё не представлял собой  смены форм. При смене стилей всегда существует переходный этап, когда старое продолжает уживаться с новым. Мебели этого периода присуща изысканность форм рококо. Не сразу были изжиты его изогнутые формы, но они приобрели большую плавность, тонко увязывались с античными орнаментальными мотивами. Переходные формы, сочетающие элементы двух стилей, иногда более интересны, чем чистые в стилевом отношении.

Классицизм — это искусство симметрии и статики. В мебели ножки выпрямляются, вздутые поверхности исчезают, линии декора повторяют очертания поверхности предмета. Плоскость становится чётко выраженной. Оживают художественные традиции античного мира. Орнамент раннего классицизма унаследовал от рококо утончённость, но в отличие от его причудливых композиций он построен на равномерном чередовании одинаковых мотивов. Диваны, кресла и стулья также эволюционируют в сторону спокойных решений. Ножки выпрямляются и превращаются в тонкую, суживающуюся книзу колонку, покрытую каннелюрами. Локотники также выпрямляются, на их концах появляются волюты с акантовым листом. Становятся строгими формы сиденья и спинки. Появляется стул с овальной спинкой, украшенный симметрично спадающей на обе стороны гирляндой или завитком. Желание подчеркнуть конструкцию ведёт к приёму, когда на углах рамы сиденья, к которому крепятся ножки, линии орнамента прерываются, и угол оформляйся небольшим кубом со вписанными с двух лицевых сторон резными розетками. Куб, как правило, является началом ножки.

Стулья, кресла и диваны делаются из резного дерева, но они золотятся всё реже. Окраска производится в светлые тона: белый, голубой, нежно-серый. В обивках преобладают светлые шёлковые ткани с мелкими цветочками и гирляндами.

Разнообразна корпусная мебель. Выпускаются шкафы и шкафчики, шифоньеры различных форм, столы и столики прямоугольной, круглой и овальной формы. Широко входит в употребление письменный стол с цилиндрической крышкой, под которой скрывается множество ящиков. Делаются и открытые столы, украшенные полочками и балюстрадами. В это время стали изготавливать туалетные столы с зеркалом, вращающимся на горизонтальной оси, а также зеркала на двух стойках, устанавливаемые на полу (так называемые "псише"). Широко распространены угловые шкафчики, этажерки, карточные и рабочие столики, подставки, различные другие лёгкие и подвижные предметы.

Поверхности мебели покрываются маркетри, выполняемым с большим мастерством. Набор изображает букеты цветов, ленты, бубны, свирели и т.п. Центральный мотив набора берётся в прямоугольник, круг или овал.

В эпоху классицизма бронза начинает играть более самостоятельную роль. Канделябры, подставки для каминных инструментов и сами инструменты, каминные часы и другие предметы из неё являются произведениями декоративной скульптуры. Бронза в мебели — это тонкие орнаменты или архитектурные детали, выполненные с ювелирным мастерством. Дальнейшее развитие стиля ведёт к ещё большей лёгкости изделий. Вместо бронзовых украшений используется набор маркетри. Затем происходит отказ и от маркетри. Поверхности облицовываются гладким шпоном красного дерева и лишь слегка отделываются бронзой. Отделка производится воском и лакированием. В конце XVIII в. изобретена политура, но начала она применяться только с XIX в.

Классицизм распространялся с быстротою моды. Начав с архитектуры, он проник в интерьер, предметы утвари, одежду, причёски. На формирование стиля значительное влияние оказали и вкусы самого короля — Людовика XVI. Хотя классицизм оперировал относительно скромными выразительными средствами, он оставался придворно-аристократическим стилем. Вместе с тем в нём было уже много буржуазных черт, а буржуазия первой обратилась к античному наследству. Для демократической мысли XVIII в. образцом государственного устройства служила Римская республика.

Пышность "королевских стилей" стала вытеснятся строгими античными формами, что явилось признаком надвигающейся революции. Классицизм стал выразителем революционных идей настроений. Пройдёт немного времени, и мощные удары буржуазной революции до основания разрушат феодально-абсолютистскую систему.

Среди художников, чье творчество способствовало возрождению интереса к античности, был итальянский архитектор Дж. Пиранези (1720-1778), автор знаменитой серии "Римские древности". Проводником классических форм во французской архитектуре стал Жак Блондель, возглавивший с 1756 г. парижскую Академию архитектуры.

Мебельное искусство Франции во второй половине XVIII в. было высоко развитым. Оно было представлено целым рядом знаменитостей. Одним из главнейших создателей нового стиля явился уже упоминавшийся Ж.А. Ризенер. Одновременно с ним работали прославленные мастера Лелё, Вейсвейлер, Дюбуа, Крессан, Бенеман, а также представители известной династии Жакоб. Знаменитый Жорж Жакоб (1739-1814) прославился резными золочёными креслами и стульями. Он ввёл в практику почти обязательный мотив куба с резной розеткой в месте крепления ножки. Творчество Ж. Жакоба вызвало подражание со стороны его современника и однофамильца Анри  Жакоба, что ему хорошо удавалось. О качестве мебели Анри Жакоба свидетельствует тот  факт, что её в течение 150 лет приписывали Жоржу Жакобу.

Ж.Г. Бенеман в 1784 г. стал придворным мастером, заменив Ризенера. Он применял красное дерево с бронзовыми украшениями в  виде барельефов, чеканные фризы с военными или античными сюжетами. Его комоды и секретеры получались тяжелее, чем у Ризенера.

Англия. Тесная связь мебельщиков с архитекторами способствовала проникновению классического понимания пропорций и особенностей декоративных элементов ещё во второй четверти XVIII в. Классическое понимание интерьера во второй половине XVIII в. становится глубже и шире. Интерес к античному искусству здесь проявился раньше, чем на континенте. С 1762 г. в Лондоне издаются "Афинские древности". Архитектор Роберт Адам (1728-1792), изучавший в Сплите руины дворца Диоклетиана, становится законодателем классического вкуса. Он тщательно разрабатывает детали дизайна интерьера и создаёт новый тип простой мебели с изысканно тонкими деталями. В 1776 г. издаётся сборник с его проектами мебели и оформления интерьеров. Этот сборник способствовал популяризации античного стиля и вытеснению из мебели форм рококо. В проектах Адама много внимания уделялось античному орнаменту, декоративным мотивам римской архитектуры и арабескам Помпеи. Свойственная классицизму прямолинейность форм в проектах Адама носит более выраженный характер, чем в проектах французских и итальянских архитекторов. Его мебель обогащается рядом новых элементов. В декоре это — инкрустация, роспись, лепные узоры, низкорельефная резьба, экономная профилировка деталей. Наиболее популярные мотивы декора — гротески, цветочные гирлянды, овальные розетки, фестоны, сфинксы, бараньи головы, мифологические сюжеты, пальмовые ветви. Применяются прямые, сужающиеся книзу ножки и обработанный каннелюрами карниз.

Роберт Адам совместно с братом основал фирму "Адельфи" (по-древнегречески — "братья"), которая принимала заказы на проектирование и выполнение всех компонентов жилого интерьера. Его фирма поставляла мебель для дворцов английской аристократии и особняков разбогатевшей буржуазии.

Среди изделий мебели по проектам Адама выделяются позолоченные или раскрашенные консоли, кабинеты, шкафы и комоды. Исполнителями декорировки мебели живописной росписью были итальянцы Перголези (приглашён Адамом), Чиприани, Дзукки и Анжелика Кауфман. Последняя поселилась в Англии в 1765 г. и выполняла живописные работы по мебели и интерьерам.

Для столовых был разработан строго симметричный сервант, скомпонованный из трёх частей. Он представлял собой композицию буфетов и сервировочного стола. Изготавливались также лёгкие стройные круглые или четырёхугольные. В декоративном убранстве преобладал античный орнамент.

Большим разнообразием отличалась мебель для сидения. Выпускались лёгкие стулья и кресла с ажурными обитыми или плетёными спинками, кресла и канапе, копирующие формы античных образцов. Известно кресло, ножки и опоры локотников которого выполнены в виде львиных лап и грифонов. Выпускались и некоторые другие предметы.

О мебели Хэплуайта можно судить в основном по его проектам, которые были изданы 1788 г. в виде альбома. Его изделия отличаются простотой форм и лёгкостью. Отдельные детали с плавно изогнутыми линиями выявляют связь с мебелью предыдущего стиля — Чиппендейла. Сохраняют лёгкий изгиб и круглые или квадратные ножки в мебели для сидения. Появляются новые варианты крылатого кресла. Диваны продолжают традицию комбинаций нескольких кресел, а мотивом оформления ажурных спинок являются расходящиеся веером пальмовые листья. Диваны обиваются простыми полосатыми тканями. Кровати — с балдахином на тонких стойках.

Изделия корпусной мебели имеют простые формы. Выпускаются двух- и трёхъярусные платяные шкафы, книжные и другие шкафы. Нижний ярус имеет дверцы посередине и ящики по сторонам или только ящики. Применяется фасонная пайка сте-кол которая выполняется по сложным рисункам геометрических орнаментов. Отдельные предметы, например комоды, иногда почти полностью лишены декора. Изготавливались складные столы с опускающимися полами и выдвижными ножками — предшественники нынешнего стола-книги, оригинальные по конструкции письменные и туалетные столики, четырёхугольные столы с лёгким изгибом края столешницы и царги , такие предметы, как урна (подставка) для ножей.

Кроме братьев Адамов на развитие английской классической мебели большое влияние оказали ещё два мастера: Георг Хэплуайт (ум. 1786) и Томас Шератон (1751-1806).

Мебель исполнялась в основном из красного, а для отделочных работ широко использовалось атласное дерево. Широкое применение красного дерева в производстве мебели является заслугой Англии, а вернее результатом её колониальной торговли.

Томас Шератон был представителем строгого английского классицизма. Расцвет его деятельности приходится на 1790-1804 гг. Он был больше проектировщиком, чем практиком. Славу ему принесли опубликованные альбомы с рисунками мебели, наиболее фундаментальным из которых был первый, выпущенный в 1791 г. Последний альбом он издал в 1802-1803 гг., незадолго до своей смерти.

Шератон создал ряд новых, практичных видов мебели, полностью отвечающих назначению "бытовых вещей". Для его изделий характерно доминирование прямых линий и почти полное отсутствие кривых, выявление и подчёркивание конструкции, утончённость деталей. Многие мебельные формы лягут в основу буржуазного мебельного искусства XIX в., а целесообразность шератоновской мебели сохранила свою актуальность и по сегодняшний день.

Разнообразны и изящны по форме стулья и кресла. Диваны в основном имеют мягкие сиденья и спинки, а изголовье кушетки выполнено в виде глубокого кресла. Кровать снабжается балдахином в форме шатра. Для разнообразных форм столов Шератон использует небольшой набор накладного декора: латунные ручки дверок и ящиков, ключевины для замочных отверстий.

Основным материалом для изготовления мебели по-прежнему оставалось красное дерево, но всё шире начали применять и светлые породы, в частности атласное дерево.

XVIII в. был великим столетием в истории английской художественной мебели, хотя по роскоши и великолепию она не может сравниться с французской. Сменяющие друг друга стили "великого столетия" оправданнее увязывать не "по королям", а с именами её творцов — Чиппендейла, Адама, Хэплуайта, Шератона.

Германия. Здесь настолько прижился стиль рококо, что он процветал ещё и в XIX в. Более строгие формы классицизма осваивались с большим трудом, а в конце концов сложившиеся оказались простыми, не идущими ни в какое сравнение с изысканными французскими. Правда, в немецких классических формах прочно сохранились и типично барочные элементы — срезанные углы, изогнутые карнизы и др.

В Германии крупнейшим мебельщиком XVIII в. был Давид Рентген (1745-1807). Его отец Абрагам Рентген, также известный мебельщик, работал в Голландии и Англии, а позже основал мастерские в Нейвиде на Рейне, где работало более ста столяров, бронзовщиков, резчиков и техников. Д. Рентген унаследовал мастерские в 1772 г. В ранних его работах сильны следы рококо, но к середине 70-х гг. он делает мебель в классическом стиле. Впервые в 1774 г., а затем в 1779 г. Д. Рентген привозит свою мебель в Париж, где получает репутацию первоклассного мастера. Его слава распространилась за пределы Германии, он стал придворным поставщиком мебели для французского короля, членом Парижской корпорации чернодеревцев. В Париже и Берлине он имел свои мебельные магазины. Рентген стал поставлять мебель королевским дворцам Берлина, Брюсселя, Стокгольма. С 1783 г. он неоднократно привозил большие партии мебели в Петербург для Екатерины II и её придворных, поэтому многие его изделия представлены в российских музеях.

С 1780 г. Рентген отказывается от маркетри и переходит к облицовыванию в основном красным деревом с последующим обрамлением гладких поверхностей бронзой красивых рисунков. Для его творчества характерны монументальные бюро с крышкой, письменные столы в виде архитектурных композиций, с цоколем, каннелированными колоннами, балюстрадами и вазами по углам. Завершаются композиции бронзовой скульптурной группой. Сотрудничавший с Рентгеном механик и часовщик Петер Кинциг снабжал изделия остроумными механизмами, которые открывали ряды ящиков, тайники.