Главная \ Стили дизайна \ Стиль Бидермейер

Стиль Бидермейер

После падения Наполеона традиции больших стилей некоторое время оказывали живительное влияние на мебельное искусство, но постепенно, с наступлением безликой эпохи от былого блеска остаются лишь воспоминания. Мебельное искусство начало перестраиваться в соответствии со стремлением буржуазии к спокойной и упорядоченной жизни. На особенности нового, буржуазного стиля оказал влияние характер эпохи.

Во Франции с 1814 г. наступает эпоха Реставрации — период вторичного правления королевской династии Бурбонов. Он длился до 1830 г , прервавшись на "Сто дней" — время вторичного правления Наполеона после его бегства с острова Эльба. 18 июня 1815 г. его армия была разбита союзниками при Ватерлоо, и он опять, уже навсегда, отрёкся от трона. Конгресс европейских государств (Венский конгресс) заключил договоры на восстановление феодальных порядков, закрепил политическую раздробленность Германии и Италии, лишил Францию её завоеваний. Реставрация — это господство дворянства и духовенства. В 1815 г. г постановления Венского конгресса были дополнены актом о создании "Священного союза" Австрии, Пруссии и России. Его целью было обеспечение незыблемости решений Венского конгресса и подавление революционных и национально-освободительных движений. В 1815 г. к нему присоединилась Франция и другие европейские государства. "Священный союз" распался в начале 30-х гг. из-за противоречий между государствами и революционных движений. Июльская революция 1830 г. привела к власти во Франции финансовую аристократию, а февральская революция 1848 г. установила вторую буржуазную республику. С начала Реставрации и до революции 1848 г. в буржуазное жилище вошёл скромный мир вещей. Более поздняя эпоха дала этому стилю насмешливое прозвище "бидермейер" — на основании одной политической карикатуры на обстановку жилища буржуазии, которая была помещена в немецком журнале "Fliegende Batter". Бидермейер ("бравый господин Мейер") стал синонимом мещанства.Стиль Бидермейер

В ряду оригинальных стилевых направлений, вытекавших из логического развития мбельных форм, стиль бидермейер был последним. При нём в последний раз имело место единство между окружающей средой и предметным миром. За ним пойдут эклектика и историзм, подражание старым стилям. Но эклектичными в некоторой мере были уже и ампир, и бидермейер, так как источниками их форм стали искусственно привлечённые стили далёких эпох.

Амлир обслуживал главным образом двор Наполеона и верхушку дворянства как во Франции, так и в подражавших ей странах. Бидермейер был стилем буржуазного искусства. От ампира он унаследовал принципы построения и лаконизм формы, но помпезность и богатство были ему чужды. Дизайн интерьера буржуазного жилища отвечал представлениям об уютности, комфортабельности и практичности. Эталоном качества мебели стали прочность, удобство и качество столярной работы. Буржуазные элементы быта проникают в дворцовый интерьер и в жилища аристократической знати. Проблема интерьера решается с помощью относительно скромных средств, в соответствии с укладом жизни и вкусами времени. Жилой интерьер производит целостное впечатление. Помещения просторные, светлые, стены оклеены светлыми обоями. Воздушные занавески, тёплые тона мебели, развешенные на стенах миниатюры, акварели, модные силуэты вносили в жилище уют и интимность. В подражание аристократическим салонам возникла так называемая "чистая комната", которая обставлялась с особой заботой. Она предназначалась для целей репрезентации, для приёма гостей. Обычай содержать "чистую комнату" перешёл и в крестьянский быт.

Стиль бидермейер распространился почти по всей Европе. Особенно он процветал в Германии и Австрии. Мебель этого стиля формировалась под некоторым влиянием образцов ампира, но в ещё большей мере — под влиянием английской мебели конца XVIII — начала XIX в. Мебельное искусство Англии не было затронуто бурями наполеоновской эпохи. С 1808 г. в Лондоне начал выходить журнал "Repository of Arts" с проектами образцов мебели. Сначала это были проекты в духе поздних работ Шератона, Хоупа и Смита, но постепенно стали появляться проекты с изогнутыми и точёными формами, свойственными стилю бидермейер. Украшений используется очень мало. Поверхности изделий гладкие, покрыты шпоном красивой текстуры. Применяется шпон красного дерева, ясеня, груши, берёзы, вишни.

Стиль мебели бидермейер в странах континентальной Европы испытывал глубокое воздействие со стороны английской мебели эпохи Регентства и правления Георга IV. Эпоха Регентства — это 1811-1820 гг., когда при заболевшем короле Георге III было назначено регентство принца Уэльсского. В 1820-1830 гг. он являлся королём (Георгом IV). Наряду с английским рационализмом на формирование культуры жилья стал оказывать влияние зарождающийся романтизм. Около 1820 г. увлечение им отражается и на мебели. В частности, оно выразилось появлением в мебели готического резного декора.

Мебель бидермейера была свободной от архитектурных форм и чужеродного декора. Упразднены колонны и пилястры, строгость ампира вытеснена более естественными формами, плавно изогнутыми линиями, скруглениями углов. Введены мягкие изгибы спинок стульев, кресел и диванов. По примеру английской изготавливалась многофункциональная, комбинированная мебель: раздвижные столы, столы с откидными или выдвижными столешницами, трансформируемые в библиотечную лестницу стулья, шкафы и столы с различными ящиками и т.д. В мебели эпохи бидермейера можно обнаружить много современных типов изделий. Простота форм мебели в интерьере компенсировалась яркой расцветкой обивок и занавесок, обилием сувениров и украшений: вышивок, музыкальных часов и т.п.

В мебели использовалось облицовывание строгаными вручную листами шпона толщиной 2—4 мм. Облицовывались только двери и лицевые поверхности, в том числе ножек и локотников кресел и диванов. В качестве основы служили сосна или тополь. Во избежание коробления при одностороннем облицовывании давалась длительная выдержка заготовок. Столяра того времени в совершенстве владели технологией облицовывания. Сейчас применение такой технологии невозможно. Ни древесностружечные плиты, ни плиты МДФ не допускают одностороннего облицовывания, к тому же при современных объёмах производства непозволительны длительные технологические выдержки, например в течение недель или месяцев. Однако для пуританского духа бидермейера даже облицовывание уже считалось роскошью. Инкрустация и другие приёмы декорирования использовались редко в основном при изготовлении дорогих изделий, да и то в виде небольших вставок. Отличительные признаки мебели бидермейера — гнутые и точёные ножки, плавно изогнутые спинки и локотники кресел, диванов и стульев. Для обивки мягкой мебели использовался ситец с цветочным рисунком и полосатый или однотонный репс, в качестве настилочного материала — конский волос. Обивка часто производилась гвоздями с большими белыми фарфоровыми шляпками.

Наиболее распространёнными видами бытовой мебели были разнообразные шкафы и комоды, с прямыми линиями и геометрическими формами, без элементов декора. Боковые стенки и двери делались сплошными, без всяких членений, или рамочно-филёнчатыми. Рамки были непрофилированными, простыми в сечении. Однако часто встречались неизжитые следы архитектоники в виде схематично решённых карнизов, тимпанов, колонок или пилястр, гладких слегка массивных. Среди корпусной мебели было также большое количество различных буфетов, секретеров, умывальников. Типичным предметом был шкаф с одной дверью. В тех случаях, когда архитектурные формы не были изжиты и когда их стремились приспособить к мебели, появлялись и курьёзные решения.

Стремление к комфорту привело к созданию различных диванов, в целом удобных при пользовании, а также других предметов для сидения и лежания. Кровати делаются с гладкими поверхностями и одинаковыми по высоте спинками. Распространённые в прошлом балдахины больше не применяются. Наряду с уже описанными стульями и креслами делаются и другие разновидности в соответствии с представлениями о красоте и уюте. Ножки и спинки имеют изгиб, спинки большей частью ажурные, сиденья мягкие или плетёные. Некоторые этих изделий служат образцами и для современной мебели. В эпоху бидермейера уже много пишут, и письменные столы пользуются повышенным спросом. Варианты решений их разнообразные,  особенно опорных конструкции. Изогнутые лицевые поверхности письменного стола  напоминают о «великом столетии" мебельного искусства. Возросло количество типов столов по назначению.  Кроме обеденных изготавливаются читальные, рабочие, игральные, цветочные, курительные, столики под стенные зеркала – «родственники» бывших консолей. Выпускаются также раздвижные столы, столы с выдвигающимися из-под столешницы досками и др. Популярны секретеры с потайными ящичками для хранения сентиментальных писем. Формы их весьма разнообразны - от простых четырехуольных до круглых и более сложных.

Интерьер жилища дополняли угловые шкафчики, этажерки, витрины, комнатные растения в цветочных корзинах и вазах. Непременным предметом был спинет — клавесин небольшого размера, под аккомпанемент которого в наполненных сентиментальной романтикой комнатах распевали трогательные пески Шуберта, автора примерно 600 романтических песён-романсов. Буржуазия ценила в мебели, как и в других бытовых вещах, практичность и удобство, а красота отодвигалась на второй план. Отсюда упрошённость и подчас обеднение форм, что отразилось в насмешливом названии самого стилябидермейер. Вместе с тем при всём пуританстве интерьера и мебели они не были полностью лишены украшений. Ведущую роль в убранстве жилища играли обои с растительным орнаментом, красиво задрапированные занавески, цветные скатерти, покрывала с вышивкой. Немногие приёмы декорирования л представляли собой осторожные варианты ампирных форм: растительные орнаменты из стилизованных листьев, цветов, веток, венки, розетки, корзины, вазы, лебеди, грифоны, рога изобилия, лиры. Иногда поверхности украшались металлическими тягами или небольшими вставками. Для этих целей в дешёвой мебели использовали прессованную жесть. Мебельные ткани по цвету и рисунку гармонировали с оконными занавесками.

Бидермейер, этот буржуазный вариант классицизма, продержался в европейском прикладном искусстве до буржуазно-демократических революций 1848 г. На последней его стадии начались увлечения восточной обстановкой. В буржуазных квартирах стали появляться турецкие комнаты, персидские и индийские курительные комнаты, китайские и японские предметы обстановки. К бидермейеру стали подмешиваться элементы обновлённых вариантов старых стилей, что привело к появлению неостилей.

Стиль бидермейер не был свободным от некоторого формализма, однако его практичность, скромность и целесообразность, а также техническое совершенство дали в последующем много почитателей, в том числе и в настоящее время.