Главная \ Стили дизайна \ Стиль Ампир

Стиль Ампир

Франция. После революции мебельное искусство берёт здесь курс на прямое подражание античным формам. Идеалом современников революции стало римское и греческое искусство. Эти взгляды распространились и на дизайн интерьера жилища, который также стали оборудовать на греко-римский лад. Такое направление зародилось в эпоху Директории, развивалось при Консульстве и достигло наибольшего расцвета в период между коронацией Наполеона (1804) и 1813 г. Этот новый стиль получил название ампир (от франц. empire — империя).

Ампир явился высшей и завершающей точкой классицизма. Сущность этого стиля выражена в самом его названии. Первый император Франции, покоривший значительную часть Европы, стремился окружить себя пышностью и блеском, как некогда делали это римские императоры. Первым искусственным стилем, т.е. возникшим не в результате естественного развития художественных тенденций, был классицизм. Стиль ампир только усилил эту тенденцию, он был создан по приказу сверху, искусственно. Формальный язык классицизма с одинаковым успехом оказался пригодным сначала королевству, потом буржуазии и революции, затем империи. Демократичную строгость стиля Директории сменило парадное величие ампира.Стиль Ампир

Основоположником и законодателем ампира можно считать художника Жака Луи Давида (1748-1825). Этот живописец создал и новые формы мебели, которые оказали большое влияние на развитие мебельного искусства. Выразителями нового стиля явились парижские архитекторы Шарль Персье (1754-1838) и Пьер Фонтен (1762-1853). По их проектам оформлялись интерьеры для первого консула, затем императора. Спальня Наполеона становится подобием палатки римского полководца.

В 1801 г. Персье и Фонтен издают собрание проектов мебели и интерьеров, которое способствовало распространению нового стиля (в 1812 г. его издание было повторено). После спада революционной волны в Париж снова устремились художники всех стран. Стиль ампир, едва возникнув, быстро нашёл подражателей и стал международным. При этом строгая его регламентация, в отличие от других стилей, практически исключала возможность создания национальных школ. Ампир носил космополитический характер. Правители европейских стран, для которых недавно образцом служили "королевские стили", с таким же рвением стали приверженцами другого по духу стиля.

Искусство становится масштабным и монументальным. На смену изысканной грациозности интерьеров предыдущей эпохи приходит холодная торжественность, покой, упорядоченность, строгая симметрия. Дворцы бывшей аристократии Персье и Фонтен оформляют в соответствии со вкусами новых владельцев. Созданные по их проектам интерьер и мебель дворца мадам Рекамье привлекли внимание Наполеона. Он поручил этим архитекторам отделку своей загородной резиденции в Мальмезоне. Став затем придворными архитекторами, они возглавили переоформление интерьеров королевских дворцов. В осуществлении мебельных идей главными помощниками Персье и Фонтена были знаменитые мебельщики Жорж Жакоб (1739-1814) и его сын Жакоб-Демальтер (1770-1841). Мебель их мастерских поставлялась во многие страны Европы, а также и в Петербург. Мебель высокого уровня делали и другие французские мастера. В мебели стиль ампир отличается от классицизма тем, что он переносит на изделия античные формы в виде прямого заимствования. Особенно заимствуются римские архитектурные формы — колонны, пилястры, карнизы, фризы, консоли, которые используются для членения фасадов шкафов и комодов. В оформлении столов и кресел появляются декоративные мотивы в виде античных герм, сфинксов, грифонов, кариатид, колонн и львиных лап, заимствованных из раскопок Помпеи и развалин древнего Рима. Формы мебели прямоугольны, массивны, замкнуты. Органического слияния с античным резным и бронзовым декором достичь не удаётся, и в этом плане ампир был некоторой степени шагом назад. В связи с этим возросла роль фактуры материала, которая в предшествующих стилях скрывалась за резными украшениями и накладным декором. На шкафах, комодах и других изделиях теперь появились большие плоскости чистых слабо обрамлённых филёнок. Иногда стенки совершенно лишались каких-либо членений. Бывало, что вся передняя часть комода делалась из цельной доски, распиленной по линии ящиков. В таком случае сохранялся общий рисунок и фактура поверхности, роль качества которых резко возрастала. Наиболее распространённым материалом являлось тёмное красное дерево. Его гладкая, отполированная до блеска поверхность укрешалась бронзовыми накладками со строго симметричными узорами, реже — золочённой накладной резьбой. Такая мебель была по-своему изящной и величественной. Использовались также и светлые породы; клён, ясень, черешня, лимонное дерево.

Инкрустация делалась редко. Она требовалась в эпоху, когда общество стремилось к поддельному блеску и поверхностному лоску, Применявшийся иногда орнамент маркетри представлял собой мозаику из мрамора, фарфора, малахита и керамики. Детали резного декора в виде львиных масок, сфинксов, лап животных, лебедей и т.п., которые иногда использовались для украшения стульев, кроватей, кресел и столов, всегда золотились. Воинственный дух эпохи ампира отразился и в наборе декоративных элементов: часто встречаются копья, мечи, щиты, трофеи, факелы, лавровые венки, повторяющаяся буква "N" (инициал Наполеона). Всё это должно было прославлять военные успехи первого императора. Античного происхождения был и орнамент в виде пальметок, плетёнок, лавровых веток, меандра, лотосовых и акантовых листьев, венков, цветочных гирлянд и т.д.

В случае, когда имелись готовые образцы античной мебели, они заимствовались почти без изменений и дополнений. Так было с греческим стулом клисмосом, форма которого была заимствована для ампирного стула. В мягких изгибах стульев и кресел чувствуется забота об удобстве сидения, но это удобство в основном не достигалось.

Кровати нередко имели с двух сторон боковины S–образной формы. В моде были столы, изменявшие форму и размеры смощью остроумного механизма, который приводился в действие нажатием кнопки. Опорные конструкции столов имели форму античных колонн и пилонов, царги украшались фризоподобным бронзовым орнаментом.

Ампир дал новые типы шкафов, в частности, узкий сервант и узкую витрину, круглый сервировочный стол, большой круглый стол, маленький круглый на одной ножке (гефидон), туалетные столы и массивные тумбочки цилиндрической формы, которые симметрично ставились по обеим сторонам кровати. Эти предметы украшались бронзовыми фигурами. Остальные типы мебели были повторением известных. В моде был и камин, имитировавший форму античных надгробий. Во многих вариантах делались письменные столы. Комоды стали вытесняться низкими двухдверными шкафами, покрытыми сверху мраморными досками. При установке таких шкафов под большими настенными зеркалами они выполняли функцию консолей. В числе излюбленных предметов оставался секретер. Его формы стали закрытыми, а за откидной доской располагались многочисленные ящички, ниши и ячейки. Вошли в употребление большие напольные зеркала (псише), а также и небольшие настольные. В моде были каминные экраны или ширмы. Они обтягивались гобеленом или другими дорогими тканями с вышивкой. Подобные, но меньшие по размерам экраны ставились и перед подсвечниками. Своеобразные решения имели кровати. Они были с балдахином или без него, часто устанавливались на цоколи, имели форму римского саркофага, ладьи или походной палатки. Круглые подставки для цветов (Жардиньерки) часто делались в виде античных бронзовых алтарей, рукомойники — в виде Жертвенного алтаря или лиры.

Изделия мебели в форме античной архитектуры были хорошей столярной работы. Вначале предметы относительно лёгкие, но вскоре становятся тяжёлыми, напоминающими архитектурные сооружения. Вместо ножек они покоятся на массивных устоях и пилонах. Массивные проножки и цоколи придают столам тяжеловесность и неподвижность.

В эпоху ампира сложилось и направление мебели, основанное на широком использовании бронзовой пластики. В предметах этого типа функцию опор и локотников выполняли отлитые из бронзы фигуры животных, а поверхности ещё украшались накладным орнаментом. Подобная богатая, иногда несколько аляповатая мебель пользовалась большим спросом. Чтобы уменьшить стоимость изделий, позолоченную бронзу нередко имитировали, заменяя её позолоченным папье-маше, из которого делали декоративные детали: лапы животных, бараньи головы, львиные маски, лебедей, сирен и т.д. Опоры часто делали в виде атлантов, кариатид, тритонов, дельфинов, грифонов. Сфинксы, иероглифы и фигуры сарацин появились после похода Наполеона в Египет.

На позднем этапе ампира мебель перенасыщается бронзовым декором. Полностью из бронзы, а также из серебра и стекла делаются даже целые предметы, правда, небольшие, декоративного характера. Знаменитым бронзовщиком был П.Ф. Томир, близко сотрудничавший с Жакобами. Он принимал участие в украшении возводившихся тогда дворцов и изготовлении мебели для загородных резиденций Наполена

Австрия. Венская аристократия стремите роскоши и богатству, и стиль ампир формировался здесь под сильным французс-ким влиянием. В этот период Вена становится одним из ведущих центров мебельного производства. Австрийский, как и немецкий, ампир - это всё тот же цопф, но с античным духом. Предметы просты по конструкции, в них нет перегруженности декором, бронза используется экономно. Ножки круглых одноопорных столов в декоре используют архитектурные мотивы, а ножки стульев и кресел большей частью гладкие.

Важным предметом обстановки был клавир, и Вена становится ведущим центром по производству этих музыкальных инструментов.

Англия. Стремление к простоте, пуританской сдержанности и рациональности, которое начало усиливаться в конце XVIII в., проявилось в костюме, мебели и в целом во всём интерьере. Английская мебель оказала влияние и на французский классицизм, что выразилось в стремлении освободить изделия от архитектурных форм, сделать их более простыми.  В свою очередь, в Англии складывается направление, близкое к французскому ампиру. Oно характерно для творчества братьев Адамов, Шератона и особенно Томаса Хоупа, а также для других мастеров. Однако формы английского ампира оставались более скромными деловыми.

Английский ампир не идёт в сравнение с художественной мебелью предыдущего "великого столетия».  В начале XIX в. было создано не так много красивой мебели. Античные формы перенимались без должной переработки и даже искажались. Ненависть ко всему, что было связано с деяниями Наполеона, сокрушила и господство ампира. Однако в мебели произошло это не сразу. Сложившийся язык форм продолжал сосуществовать с пришедшим ему на смену стилем бидермейер примерно до 1830 г., а в крестьянской мебели некоторых стран — вплоть до конца XIX в.