Главная \ Стили дизайна \ Романский период

Романский период

Романское искусство питалось из нескольких источников: античных и ранних христианских форм, византийских и восточных элементов, искусства варварских народов. Романский стиль стал первой художественной системой Средневековья и охватил большинство стран Европы. Храмы и монастыри становились центрами новой культуры. Основной функцией романской архитектуры была оборонительная, поэтому для неё характерны тяжёлые закрытые формы, статичность. Наиболее ярко этот стиль проявился в католических храмах с двумя башнями по сторонам от входа.Романский период | Архитектура романского периода

В Средневековье мебель и различные предметы домашнего обихода изготавливались в рамках натурального хозяйства в основном крестьянскими мастерами. Талантливых ремесленников и художников было мало, поэтому в простых изделиях чувствуется дилетантство изготовления. Только богатые дворы имели возможность нанять художников, а монастыри довольствовались крестьянской работой. Правда, и среди монахов были неплохие ремесленники. В этот период понятия "мебель" в современном смысле не существовало, так как постоянные войны и грабежи не создавали условий для благоустройства жилища. В замках феодалов для жилья оборудовали донжон — дом-башню прямоугольной или многогранной формы. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором — парадные комнаты, на третьем — жилые комнаты владельцев замка, на четвертом — жилище охраны и слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше — сторожевая площадка. Поскольку донжон часто был последним убежищем обитателей замка, то вход в него устраивали сразу на второй этаж (до 15 метров от земли), куда вела легкая, поднимаемая при осаде, лестница. Римские сторожевые башни были квадратными в плане, но донжоны быстро изменили эту форму сначала на многоугольную, а затем и вовсе круглую - так было легче обороняться. Внутри башни представляли собой высокие полутёмные залы с каменными стенами, изобилующие колоннами и каминами, тем не менее остающиеся холодными, неприветливыми. Позднее стали применять деревянную обшивку стен, пол выкладывался керамической плиткой и покрывался коврами. Деревянные потолочные балки окрашивались в разные цвета.

Однако жить все время в башне было неудобно, и в XII веке все чаще рядом с донжоном строится отдельный дом феодала. . Это были целые дворцы. Такой дворец состоял в основном из большого прямоугольного зала с большими сдвоенными арочными окнами, который располагался на втором этаже. На первом - кухни и хозяйственные помещения, на третьем - небольшие отапливаемые жилые комнаты (их называли тогда caminata по каминам, там устраивавшимся). Такое расположение помещений по этажам скоро становится традиционным настолько, что и в XVIII веке (в эпоху классицизма) дворянские особняки будут планироваться так же.

В романскую эпоху трудовой народ мебели практически не имел. Только зарождающаяся буржуазия строила более уютные дома, однако стремление к роскоши в этот период было невелико, и мебельное ремесло весьма примитивно.

Шкафы из плохо обработанных толстых досок держались при помощи кованых железных накладок. Этот конструктивный приём пришёл из Франции. Рамочно-филёнчатая вязка в это время не применялась. В поздней романской мебели появляются формы, характерные для последующих стилей, — архитектурные членения: колонны, профильные карнизы, аркатура. В это время изготавливаются изделия и из дорогих материалов. Лучше других оформлялась мебель для сидения. Обивка ещё не применялась. Необработанный каркас и дефекты соединений обтягивали холстом, покрывали слоем гипса или мела. Грунтовку покрывали слоем краски живых тонов или расписывали, создавая некое подобие картин. В поздний романский период к этому добавилась ещё резьба по дереву и тонкая железная декоративная фурнитура.

 

Важное место в дизайне интерьера занимает сундук. Он выполнял роль шкафа, стола, кровати, стула и даже дорожного чемодана. Для удобства передвижения сундуки делают на небольших колесах с очень крепкой, массивной металлической оковкой.

Первые сундуки выдалбливали из стволов деревьев, как у первобытных народов. Позднее их стали делать из необработанных досок, с двухскатной крышей, часто украшенной резьбой в виде клиновидных зарубок. Форма сундуков берёт начало от античных саркофагов. В процессе развития сложились различные формы. Одной из разновидностей был кованый сундук, который использовался для хранения денег и драгоценностей.

Сундуки явились родоначальниками многих других позднее пришедших форм мебели. Сундук, поставленный вертикально, явился прототипом шкафа. Чаще всего такой шкаф делался с одной дверкой, а кованые крепления выполняли и декоративную функцию. Украшением романского шкафа служили небольшие розетки с плоскостной резьбой, грифоны по сторонам фронтонов, массивные полосы железной оковки и т.п. Орнаменты и растительные мотивы применялись бессистемно и часто без соблюдения пропорций и взаимосвязи с изделием. Боковые стенки его соединены с угловыми стойками в шпунт. Позднее появились шкафы чисто столярной и плотницкой конструкции, которые отделывались архитектурными элементами.

Мебелью для сидения почти не пользовались. Сидели на скамьях, стоящих вдоль стен, и на сундуках. Отдельный стул полагался только главам знатных семей. Степень знатности их выражали высокая конструкция стула и высота спинки. Стул имел и подставку для ног, чтобы не надо было ставить ноги на холодный каменный пол. Появившаяся мебель для сидения (кресла и скамьи) целиком состояла из наборов точеных стержней. В более позднее время мебель отделяется от стен и размещается более свободно. Стулья для сидения неудобны и тяжеловесны, что объясняется точёными ножками и прямыми спинками. Распространённой формой стула была складная, идущая от античности. Встречаются также громоздкие кресла с сиденьем в форме ящика и скамьи дощатой конструкции со спинкой и без нее, а также двойные стулья токарной работы. Изготавливались и стулья на трех ножках.

Кровати романского стиля примитивны. Они устраивались на высоких приступках и устанавливались в боковых комнатах. Это тот же сундук, только без крышки, с небольшой выемкой в середине боковых сторон. Стойки ножек заканчиваются точёными элементами. В изголовье делается высокая стенка с небольшим деревянным навесом. Начиная с XII в. под влиянием восточной шатровой конструкции над кроватью стали делать балдахин. Драпировка крепилась к потолочной балке или на специальный каркас.

Столы имели простую конструкцию. В ранний период — это широкая доска на двух козлах. После трапезы столы разбирались, а потом опять ставились там, где нужно было поесть. Более поздние прямоугольные столы не имеют ножек. Столешницы покоятся на двух боковых щитах, скреплённых одним или двумя массивными брусками. Концы этих брусков выходят за боковые щиты и заклиниваются. Всё украшение состоит в фигурной форме вертикальных щитов. Более сложными по конструкции были столы с круглой или восьмигранной столешницей на одной тумбе.

Для изготовления мебели применяли местные породы дерева: ель, сосну, дуб. Импорта экзотических пород ещё не было.

Декоративными элементами в романской мебели кроме уже упомянутых кованых железных накладок служили также ряды гвоздей из кованого железа, цветные расписные орнаменты, примитивная плоскостная резьба и архитектурные мотивы. Последние переносились из архитектуры без соблюдения классических пропорций. Элементы формы использовались свободно, беспорядочно, в сочетании с мотивами искусства варварских народов. Применялись различные мотивы: растительные — стилизованные листья, вьющиеся растения, гроздья; геометрические формы; зигзагообразные линии и плетения; мотивы с фигурами людей и животных, мистических животных. Орнаменты применялись бессистемно, без соблюдения пропорций и органической взаимосвязи.

В романскую эпоху большинство предметов мебели относится к обстановке культовых зданий. Седалища с пюпитрами, ризницы, церковные шкафы, отдельные пюпитры для чтения и т. п. были широко распространены в культовых зданиях XI-XIII вв.