Главная \ Стили дизайна \ Рококо стиль

Рококо стиль

В 30-х гг. XVIII в. длительная эпоха барокко находит своё полное завершение искусством стиля рококо (франц. rococo, от госаillе — декоративный мотив в виде раковины). Во Франции этот этап совпадает с периодом правления короля Людовика XV, поэтому здесь рококо называют и стилем по имени этого короля.

При Людовике XV Франция получает толчок к экономическому развитию, и в аристократических кругах усиливается тяга к роскошной жизни. Она отразилась и на особенностях рококо — стиля двора и аристократии. Грядущий кризис абсолютизма увёл аристократию из жизни в мир фантазии, театрализованной игры, пасторальных сюжетов и эротических ситуаций. Своеобразным лозунгом аристократии «стала крылатая фраза фаворитки Людовика XV маркизы де Помпадур: "После нас хоть потоп". В отличие от масштабности барокко архитектура рококо создаёт постройки интимного камерного характера. Интерьер отличают уют, изнеженность и изящество. Так же изящны и декоративны скульптура, живопись, весь быт аристократии. С утра основным занятием мужчин была охота и другие развлечения, женщин — приготовление платья к вечернему приёму. Правило гласило: в одном и том же платье женщине нельзя появляться дважды. Мужчина, согласно обычаю, носил шляпу, но не на голове, а на шнурке за поясом. Она требовалась для совершения реверанса при встрече знакомой дамы. Все хотели быть молодыми и красивыми. XVIII век — самый галантный, век пудры, духов, любовных грёз и мечтаний.Рококо стиль | Cтиль рококо в интерьере

Наиболее ярко стиль рококо проявился в оформлении дизайна интерьера. Утончённая светская жизнь не оставила без внимания все мелочи жилища. Изящная мебель, нарядные украшения, зеркала, позолота, вьющиеся по стенам и потолкам лепные узоры, откровенно декоративные карнизы, колонны и пилястры деформируют пространственную структуру интерьера. Беззаботная, маскарадная жизнь светских салонов протекает в новых типах жилых помещений — будуарах и интимных кабинетах. Тон задают великосветские женщины, вокруг которых сосредотачивается общество.

Рококо отрицает монументальность и неподвижность, создаёт иллюзию бесконечного движения. Этому стилю чужды прямая линия, симметрия и кривая линия правильных очертаний. Искривляются не только бруски, но и плоскости. Кудрявые завитки орнамента льются сплошным потоком, обвиваются вокруг комодов, кресел, диванов, зеркал и прочих предметов, не считаясь с логикой конструкции.

Оформление салонов и будуаров становится главной задачей прикладного искусства. Мебели, по сравнению с эпохой барокко становится больше. Преобладают пастельные тона, наиболее частые цветовые сочетания— белое с голубым, зелёным или розовым, обязательно золочение. Используются самые дорогие материалы: экзотические породы дерева, шёлк, гобелен, мрамор, бронза, золото, а также обои для оклейки стен жилых помещений (эта новинка была завезена из Китая).

Главный элемент интерьера — невысокий красиво отделанный камин. На его мраморную плиту ставили часы, канделябры, предметы украшения. На верхнем участке стены в красивой раме размещалось зеркало. Зеркала развешивали и на других участках стен. Нередко их располагали напротив окон, с двух сторон камина, который помещался у глухой стены. Это давало возможность одновременно любоваться пылающим камином и зимним пейзажем. Декор стен и потолков соответствовал декору и форме мебели, расцветкам драпировочных и обивочных тканей. Именно в эпоху рококо зарождается представление об интерьере как о целостном пространстве, едином в стилевом отношении.

Одним из признанных вдохновителей стиля рококо был поселившийся в 1723 г. в Париже итальянец Жюст-Аврелий Мейсонье — архитектор, ювелир и скульптор, автор многих проектов изделий декоративно-прикладного искусства. В них впервые появились характерные для рококо причудливые формы, в частности асимметричная раковина. Мотив раковины применялся и в XVI в. В конце XVII в. форма стала более декоративной. Стиль рококо дробит её и превращает в извивающийся узор, состоящий из асимметрично разбегающихся отростков, цветов и растений

Утончённость манер и культ женщины больше всего отразились на формах мебели. Появляются новые предметы, предназначенные в основном для женщин: письменный столик, секретер с наклонно расположенной откидной доской, картоньерка (шкафчик для бумаг), угловой шкафчик, туалетный столик с откидным зеркалом, круглые и прямоугольные тумбочки, разнообразные рабочие столики. Наиболее излюбленными предметами корпусной мебели были секретер и комод. Секретер имел множество потайных отделений. В эпоху любовных похождений был в моде обычай писать мемуары и сентиментальные письма. Потайные отделения и предназначались для хранения этой эпистолярной продукции.    

Комод (от франц. commode — удобный) был в те времена олицетворением удобства. Плоской оставалась только верхняя, обычно мраморная крышка, но края её обрабатывались волнообразно. Стенки изгибались во всех направлениях и приобретали как бы вздувающиеся формы (в России такие комоды назывались "пузатыми"). Облицовка щитов выполнялась светлыми экзотическими породами, которые начали привозить в Европу в XVII в. Наиболее известны красное и розовое дерево, амарант, палисандр, пальма и др. Из европейских пород применялись груша, яблоня, орех, лимон, клён. Французские мастера редко производили крашение и выжигание; использовался в основном натуральный цвет древесины.

Техника маркетри была высокой. Дерево предварительно высушивалось и долго выдерживалось. При наклеивании набора его внешнюю поверхность смачивали губкой, а на внутреннюю быстро намазывали горячий клей. Затем набор так же быстро клали на место, прижимали специальным прессом или простукивали молоточком. Иногда при наклеивании на криволинейные поверхности пользовались мешочками с нагретым песком.

Мотивами маркетри были ветви растений, корзины с цветами и лентами, букеты и т.п. Декор располагался по всей поверхности, не считаясь с конструкцией изделия. Комод имел обычно два или три ящика, но с помощью стелющегося орнамента они делались незаметными. Детали растворялись в общем объёме как бы отлитого предмета.

В мебели рококо резьба применяется мало, но возрастает роль бронзы. Вьющиеся бронзовые цветы и стебли образуют не только ручки и накладки. Незаметно окантовывая предмет, они создают также прочную металлическую оправу. При изготовлении комодов иногда вместо облицовки вся их поверхность отделывалась цветными лаками и также декорировалась бронзовыми накладками или золочёной резьбой. Известными мастерами художественной бронзы были представители семейства Каффиери.

Прихотливость вкусов вызвала к жизни многие мелкие кокетливые предметы: маленькие столики с цветной инкрустацией, позолоченные консоли, этажерки, ширмы, крохотные секретеры, жирандоли.

Формы мебели для сидения эволюционируют в сторону удобства и элегантности. Появляется функционально удобная мебель, отвечающая истинному назначению, а не только целям репрезентации. Осваиваются новые типы изделий: бержер (глубокое кресло), канапе (диван в виде трёх соединённых кресел), шезлонг. Контуры изделий становятся волнистыми, ручки и ножки получают плавную текучесть, изгибаются ещё больше. Формы кресел соответствуют характеру женского костюма — широких фижм-панье: подлокотники в отдельных креслах начинают широко разворачиваться. Кресла, кушетки, шезлонги принимают совершенно новые формы и часто носят причудливые названия: маркиза, пастушка, дюшесса и т.п.

Мягкая мебель, отделанная изысканными по цвету и рисунку тканями, прекрасно вписывалась в общее решение интерьера. В соответствии с нормой жизни изделия расставлялись небольшими группами в различных местах помещения, образуя "центры тяготения" для членов собравшегося общества. В отдельные группы входили стол, диван, несколько стульев и кресел.

Интерес к новому и диковинному в период развития колониальной политики и торговых связей с Востоком привёл к увлечению китайщиной. Фарфор, эмали, чёрные лаки, шелка ввозились из Китая ещё в XVII в., а в XVIII в. увлечение ими дошло до апогея. Художественные изделия китайских мастеров хорошо гармонировали со стилем европейских дворов. Особенно много завозилось фарфора, который в Китае возник в IV—VI вв. Европейский фарфор был изобретён только в 1709 г. И.Ф. Бётгером (1682-1719) в Саксонии, где скоро и было организовано его производство. Однако фарфоровые мануфактуры поначалу почти полностью копировали китайские образцы. Владельцы дворцов и особняков считали необходимым устроить "китайский зал", отделанный лакированными деревянными панно и обставленный китайской мебелью или как минимум иметь галерею фарфора.

Увлечение китайщиной вело к различным подражаниям. Китайские сюжеты используются для маркетри, бронзовых украшений, шпалер. Мастера-мебельщики пытаются открыть секреты китайских лаков и создают целую отрасль художественного производства. В 1713 г. при Гобеленовой мануфактуре открывается лаковая мастерская. В середине XVIII в. выдающихся успехов достигли братья Мартены. Они на лакированных в технике чёрного лака ("лак Мартена") поверхностях шкафчиков и комодов изображали нежными красками и золотом пагоды, китайцев, хижины, деревья, цветы. Стройностью и изяществом форм отличалась также мебель, отделанная белыми или цветными лаками, золочёными накладками.

Центром французской художественной мебели был Париж. Здесь делали ее для короля и придворной знати. На особо качественные предметы с 1743 г. начали ставить клеймо мастера или цеха, что было формой защиты качества продукции. Во второй половине XVIII в. парижская корпорация столяров и чернодеревцев объединяла около 1200 мастеров, поэтому производимой ими мебели было достаточно к для экспорта за границу.

Виднейшим мастером этого времени был немец по происхождению Ж.Ф. Обен, автор знаменитого бюро Людовика XV. После смерти Обена (1765) его ученик Ж.А. Ризенер, (1725-1806), также выходец из Германии, возглавил мастерскую учителя и закончил "бюро короля". Он исполнил для бюро маркетри и поместил внутри механизм для откидывания цилиндрической крышки. Такой тип бюро стал одной из излюбленных форм. В 1769 г. Ризенер прославился, поставив свою печать на знаменитом бюро.

Известнейшим мебельщиком был и Шарль Крессан (1686-1768). Его мастерская дала лучшие образцы комодов, выполненных в технике маркетри. Он ввёл в моду амарант, розовое и фиалковое дерево. Для его работ характерны позолоченные бронзовые украшения в виде извивающихся стеблей, листьев и цветов. Будучи скульптором, Крессан сам выполнял модели бронзовых украшений, в частности и угловых в виде женской головки. Крессан всю жизнь собирал коллекцию картин, которая погибла в пожаре вместе с выполненными в прошлом многими предметами мебели.

Франция периода рококо оказывала влияние на аристократическую культуру всей Европы.

В Германии рококо сильно расцвело в интерьерах роскошных дворцов удельных князей, хотя они отделывались не так утончённо и женственно, как французские. Художественная  мебель испытывала сильное влияние парижской школы.

Стиль рококо в прикладном искусстве Германии начинает формироваться в 1730-х гг., полной зрелости достигает в середине века. На юге страны быстрому распространению стиля способствовали проекты мебели и других предметов интерьера, выполнявшиеся Габерманом, Кювилье и Мейлем. Другой центр рококо сложился при дворе прусского короля Фридриха II. Здесь ведущий мастер Гоппенхаупт предложил много орнаментальных элементов рококо, позаимствованных из природы. Проекты И. Румпа оказали влияние на формирование бюргерской мебели. Виднейшими мебельщиками, поставлявшими изделия для потсдамских дворцов, были М. Камбли и Шпиндлер.

Среди актуальных предметов обстановки были секретеры, комоды и письменные столы. Поверхности секретеров и комодов сильно изогнутые. Углы срезались под 45°, а для придания изделию большей выразительности вводились активно изогнутые карнизы. Резьбе по дереву отводится скромное место. Из бронзы выполняют в основном детали лицевой фурнитуры, но её используют также и для элементов декора.

В мебели для сидения формы также активно насыщены декором. Орнамент немецкого рококо отличался выразительностью и красочностью. Однако около 1760-1770-х гг. перенасыщенные формы начинают постепенно успокаиваться.

Широкое распространение получают двухкорпусные буфеты. Верхняя их часть решалась в виде застеклённой витрины, на полки которой ставилась фарфоровая посуда. В Аугсбурге для прусского двора делали мебель из серебра или богато отделанную серебряными накладками. В Баварии популярна была расписная и украшенная резьбой. Красивые образцы такой мебели представлены крестьянскими шкафами.

В Австрии сложилась своеобразная разновидность рококо, особенно при венском дворе в период правления императрицы Марии Терезии (1740-1780), поэтому стиль здесь носит название "стиль Марии Терезии". В целом мебель развивается в русле бюргерского направления. Изделия облицовываются, в декоре преобладают различные виды инкрустации, резьбе отводится небольшая роль. Мебель освобождается от влияния архитектуры, она в полной мере отвечает своему назначению, хотя формы ещё перегружены элементами различных исторических стилей.

К числу интересных венских форм рококо относится двухдверный платяной шкаф с богато профилированным карнизом и срезанными под 45° углами. Аналогично решались и многочисленные варианты комодов. Широко варьировалась форма буфета — так называемого "табернакулум" ("дарохранительница"). Буфет делился по высоте на три части: нижнюю с дверцами или выдвижными ящиками, верхнюю, витринную, и среднюю, представляющую собой нишу. Кроме этих предметов изготовлялись также книжные и угловые шкафы, жардиньерки, скамеечки (под ноги молящихся).

Мебель для сидения и лежания отличалась полнотой стиля и присутствием украшений рококо. Но по сравнению с роскошны ми французскими образцами стулья и кресла намного скромнее. Формы этой мебели оказались устойчивыми и продолжает, долгую жизнь в крестьянском быту.

В Англии мебель стиля рококо связана с именем выдающегося мастера-краснодеревщика Томаса Чиппендейла (1718-1779), который создал новый стиль, отличающийся большой комфортабельностью. Чиппендейл был резчиком по дереву, увлёкся мебельным делом и скоро стал ведущим мебельщиком эпохи. Он прославился и как мастер-практик, и как автор многочисленных проектов. Своей популярностью Чиппендейл обязан главным образом изданному в 1754 г. руководству для столяров, в котором он дал ряд рисунков мебели. Изданные чертежи мебели являлись единственным руководством вначале для столяров английских, а затем континентальной Европы и Северной Америки.

В Лондон начали привозить большие партии красного дерева значительно раньше, чем в континентальные страны Европы. С применением красного дерева вместо ореха и образуется тот новый стиль, который позднее был назван именем великого мастера. На возникновение нового стиля оказала влияние привозная китайская мебель и местная готическая. Из китайских образцов были заимствованы резные ажурные перекладины, решетчатые элементы сухого геометрического рисунка и изогнутые ножки с утолщением вверху и внизу, причём нижний конец — в виде птичьей лапы, сжимающей шар. Чиппендейлом этот тип ножки (так называемая "кабриоль") был доведён до совершенства. Готическая мебель имела зубчатые аркады и мотивы оконных переплётов каменной архитектуры. Из этих элементов и отдельных форм, которые царили во французской мебели, Чиппендейл сумел создать новый стиль, с которого начался расцвет английской мебели. Добавим также, что в период, предшествовавший развитию стиля Чиппендейла, на мебель Англии оказывала влияние голландская. Король Вильям III был родом из Голландии и сильно покровительствовал своим соотечественникам. Благодаря этому вся мебель, делавшаяся в Англии до 1715 г., отличалась заимствованными от голландцев элементами китайщины. Из Голландии пришли "пузатые" шкафы, спинки кресел и стульев с узкой дощечкой в середине в виде вазы, носившей название "сплат".

Первые образцы своей мебели Чиппендейл делает ещё в стиле королевы Анны, а затем начинает бороться за уменьшение массивности отдельных частей и за улучшение пропорций в сторону лёгкости и изящества. Среди изделий, вышедших из мастерской Чиппендейла, особое место занимают предметы мебели для сидения с бесконечно варьируемыми формами спинок. Высокая спинка опускается, ваза становится прорезной. В формах ранних образцов (середина 1730-х гг.) используются традиционные плавно изогнутые ножки типа кабриоль. Влияние французского рококо впервые проявляется в резных ажурных спинках. Кресло в современном понимании получает почти полную степень завершённости к середине XVIII в. Сиденья имеют трапециевидную форму, ножки прямые или слегка изогнутые и украшены резьбой. В спинки вставляются силуэты высокой вазы или скрипки, трельяжи, орнаменты, раковины. Изготавливаются крылатые кресла и близкие по формам французскому рококо.

Для орнамента английской мебели характерны, как уже отмечалось, элементы китайщины, готические мотивы, а также гротески. Наиболее разнообразные комбинации этих форм встречались в оправах для зеркал, располагавшихся над каминами.

Чиппендейл довёл до совершенства формы многих изделий, разработал новые типы мебели, некоторые из них дошли до нашего времени без существенных изменений. Немалая его заслуга в освобождении мебели от многовекового гнёта архитектуры, хотя в ущерб тектонике он нередко перегружал изделия элементами декора. Формы изделий мебели под влиянием зарождающегося классицизма уже упрощаются, линии выпрямляются, ножки получают прямое, брусковое решение.

Помимо альбома мебели Чиппендейла для нужд мебельщиков были изданы и другие сборники с рисунками образцовых предметов мебели. В частности, это альбомы мебельной фирмы "Ине энд Мэйхью" в Лондоне (1762) и Томаса Эллиота, изданные в Филадельфии (1760-1770).

Кроме характерных стульев и кресел сохранилось немало других видов мебели Чиппендейла. Это диваны и канапе, представляющие собой соединённые в одно целое два или три кресла, письменные столы , шкафы-секретеры, бюро, комоды, кровати, которые большей частью имеют балдахин, иногда в виде китайской пагоды. Столы встречаются простые, с квадратными и продолговатыми столешницами, а также обильно украшенные резным орнаментом. Прочно входят в быт англичан высокие напольные часы. 

После 20-х гг. XVIII в. производство английской художественной мебели почти полностью переключается на привозное красное дерево. Детали делаются из цельных брусков этого дерева, и поверхность мебели покрывается только воском, сохраняя благородство фактуры экзотических пород (в отличие от французской мебели, поверхность которой скрывалась под позолотой или сплошной окраской).

Влияние стиля рококо на буржуазный быт было значительным. Даже представители аристократии ("первого сословия") приняли этот игривый стиль как освобождение от чопорной, строго регламентированной жизни эпохи барокко. Культ изящества и галантности отражается и на внешнем облике дворян. Чопорный парик сменяется косой, в моду входят чулки, узкие кюлоты, туфли с пряжками, расшитые шёлковые фраки. Вместо регулярных парков создаются садовые пейзажи с асимметричными живописными формами планировок. Для эпохи рококо характерно и увлечение механическими игрушками. В рококо было уже и нечто буржуазное, поэтому его формы с лёгкостью проникали в "третье сословие".

Во Франции рококо расцвело в период, когда всё больше зрели идеи буржуазной революции, нёсшей гибель феодальной аристократии. Здесь оно царило в придворно-аристократическом искусстве, производство художественной мебели было в ведении Королевских мануфактур. В Англии, пережившей этап буржуазной революции, развивавшиеся мануфактуры в первую очередь стремились удовлетворить запросы буржуазии. Разнообразны и варианты мебели стиля рококо в разных странах. Во Франции при всей пышности форм они сохраняют черты тонкого благородства; в Германии лакированные красочные изделия рассчитаны на менее изощрённый вкус; в Австрии мебель со спокойными полированными поверхностями коричневых тонов создаёт домашний уют; английской мебели своеобразие придают примеси в виде китайских и готических элементов; голландская мебель отличается простотой и лаконичностью форм; датская имеет родство как с голландской, так и с английской.