Главная \ Стили дизайна \ Модерн стиль

Модерн стиль

XIX век, век великих открытий и изобретений, оставил в наследство сменявшему его сложному и трагическому, особенно в первой половине, XX веку полную неразбериху в архитектуре и прикладном искусстве. Модерн был попыткой избавления от эклектики, и с него мы начинаем рассматривать историю интерьера и мебели XX века. В конце XIX в. засилие "новых стилей" превращало квартиры зажиточных горожан в подобие свалки стилей. Желание буржуазии придать своему жилищу аристократический поднимало интерес к антикварным предметам и обновлению исторических стилей. Быстрый технический прогресс как бы спрессовал время, вызвал перемены социально-экономического характера и новые потребности, а соответственно поставил перед художниками задачи по выработке новых приёмов и средств декоративного оформления предметов и жилой среды, которые были бы адекватны изменившимся условиям. Ускоряющийся темп девой жизни требовал удобства и целесообразности, мобильной меблировки помещений. Для  этого надо было освободиться от груза эклектизма, учесть и использовать возможности новой техники и машинного труда. Энергичные поиски новых форм начались  последнем десятилетии XIX в. Передовые кудожники противопоставили засилию эклектики культ машины, техники, материалов,  первыми художниками были мюнхенские и венские живописцы и графики. Они творили, не очень считаясь с требованиями функции и технологии, поэтому новое стилевое направление имело декоративный характер.Стиль Модерн

Началом нового движения считается момент, когда группа художников в знак протеста против официального искусства вышла из состава мюнхенской выставочной организации "Claspalast". Отсюда произошло и название нового стиля — сецессион (от лат. secessio — отделение, уход). Это название привилось в Австрии. В других странах утвердились иные: в Германии — "молодой стиль", "югенд-стиль" (Iugendstil), во Франции — "новое искусство", "арт нуово" (art nouveau), в России и Англии — "современный стиль"', "стиль модерн" (Modern Style Floreale) и "либерти" (по имени владельца одного из лондонских мебельных магазинов). Термин "модерн" происходит от французского слова moderne — "новейший, современный".

Венский сецессион основали в 1898 г. Отто Вагнер, Густав Климт, Йозеф Гофман и др. Наибольшее влияние на становление нового стиля оказал архитектор О. Вагнер (1841-1918). В решении интерьера здания почтамта в Вене (1904-1906) он выступил уже и как предшественник функционализма. Живописец Г. Климт (1862-1918) в стиле сецессион выполнял мозаичными цветовыми пятнами свои картины. В Германии художники и архитекторы-новаторы Петер Беренс, Отто Экман, Бернгард Панкон и другие объединились вокруг журнала "Iugend", от которого и пошло название стиля (Iugendstil).

Родоначальником стиля модерн (а позже — рационализма) является бельгийский архитектор и мастер декоративного искусства Анри ван де Велде (1863-1957), который сформулировал основные принципы нового направления. Представители модерна восприняли машину как таковую и пытались использовать её для производства таких вещей, которые обладали бы и технической, и эстетической формой. Это был значительный шаг вперёд по сравнению с концепцией Уильяма Морриса, видевшего лишь отрицательную сторону машинного производства.

Быстрому распространению модерна способствовали многочисленные выставки и издававшиеся иллюстрированные журналы. Этот новый стиль был продиктован необходимостью избавления от эклектики, поэтому он привлёк на свою сторону лучшие художественные силы, в том числе и мебельных мастеров. Однако консерваторы цеплялись за старину. На выставках наряду с произведениями модерна демонстрируются откровенно эклектические или слегка осовремененные формы. В начале века появляются интерьеры в стиле "необидермейер".

В Германии попытку осуществить идеалы У. Морриса предпринял "Веркбунд" — основанный в 1907 г. Германский художественно-промышленный союз. Однако веркбундовцы приняли отвергавшуюся Моррисом машинную технику за главное средство воплощения в материале художественных форм.

Источниками причудливых форм модерна были орнаментальные мотивы открытой в те годы крито-микенской культуры, а также архитектура, прикладное искусство и графика Японии. Интерьер строился вопреки прежним архитектурным принципам. Стены отделывались причудливыми асимметричными формами, они стали более красочными. Потолки декорировались плоскорельефными гипсовыми элементами или украшались растительными формами. В декоративном убранстве мебели преобладал стилизованный растительный орнамент, при этом излюбленными растениями были болотные (лилии, кувшинки). На дверках мебели они, как и в болоте, тянулись на длинных тонких стеблях и причудливо изгибались. Растительный орнамент вился и по спинкам стульев и кресел. Если же орнаменту негде было "приложиться", он заменял собой конструктивные детали, стараясь как можно вычурнее изогнуть их.

В классике перспектива парадных покоев шла вдоль главного фасада. В эклектике главная перспектива развивалась по поперечной оси в глубину здания. В модерне круговые анфилады с органичным слиянием пространств, стоящихся по спирали вокруг центральной оси, были рассчитаны на восприятие в движении. Новая, неожиданная точка зрения, открывающаяся за каждым поворотом, была подчеркнута витражом или декоративной решёткой. Характерно применение широких арочных проемов в интерьерах, открытых на лестницу и оформленных ажурной решеткой или декоративной драпировкой. Появлялась возможность "трансформации" пространств, связи и изоляции отдельных помещений, достижения эффектов дневного и вечернего освещения. По-своему решались оконные проемы и рисунок застекления. Наиболее парадные интерьеры раскрывались вовне через большие окна в расчете на восприятие их снаружи в вечернее время. В других помещениях делались узкие оконные проёмы для улавливания эффектных первых или последних лучей солнца.     Все предметы обихода периода модерна были так эстетизированы, что интерьер приобретал выставочный характер. Отделка интерьера строилась на контрастах. Применялись ранее не сочетаемые материалы и приемы декора. Подчеркнуто монументальному камину могла сопутствовать ажурная люстра.

В мебели модерна развивались два направления: декоративное, со сложными формами, и конструктивное, с ясным построением. Предметы второго направления более просты, декор в них сведен до минимума. В Австрии и Германии было освоено производство мебели, близкой к современной. Это родство обусловлено технологией и материалом: использовался механизированный процесс облицовывания шпоном гладких поверхностей щитовых деталей, что имеет место и в настоящее время. Функция и форма изделий являлись результатом единого материально-технологического процесса.

В интерьерах выдающихся мастеров Европы Антонио Гауди, Хенри ван де Вельде, Виктора Орта, Чарлза Макинтоша преобладает темная и теплая гамма - в ней доминируют темная древесина, полированная медь и латунь, черное кованое железо, золотисто-желтые керамические плитки. Хроматические цвета декоративных тканей и росписей так же усложнены и смягчены, как в живописи и графике этого стиля. Так, например, изысканными считались тона плесени, истлевающих листьев, вянущей розы, полынный, банановый, цвет лососины и т. д.

Часто интерьеры этого стиля выполнялись с определенным сюжетом, наподобие театральной декорации: "небеса и преисподняя", "морское дно", "купе вагона", "мусульманский рай", "джунгли". Таковы работы французского художника-декоратора Поля Пуаре. О них мы читаем в книге Р. Розенталя и X. Ратцкой: "В обстановку одного из первых интерьеров, демонстрировавшихся им в магазине "Мартина", входила кушетка, буквально заваленная подушками из бархата, шелка и парчи, под балдахином и с драпировками по бокам. В ванной комнате стены были выложены черной плиткой, ванну и раковину украшала золотая мозаика. На стилизованных деревьях, изображенных по стенам, росли каплеобразные выпуклости в форме лимонов и апельсинов".

Общее для всех интерьеров сецессии, модерна, югенд-стиля и т. д. - романтизм, принципиальная декоративность, противопоставленная конструктивности, стремление к сложности и утонченности, к нюансам и полутонам. Следует отметить "дороговизну" этого стиля, требующего ювелирной тщательности отделки и не признающего массовых стандартных деталей и изделий.

Параллельно с модерном существовали и другие стилевые направления, основанные на заимствованиях формального языка японских форм, англо-австрийских и даже средневековых.

Положительной в эпоху модерна была практика (вполне современная), когда проектировщики курировали осуществление своих проектов в мастерских, в материале. Художники-проектировщики давали консультации и при меблировке квартир. Это создавало условия для проектирования гарнитуров мебели, т.е. комплектов на функциональную зону или комнату. Тесная связь проектировщиков с мастерскими способствовала улучшению работы последних.

Но устремления модерна к созданию нового декоративного стиля в полной мере не осуществились. Среди художников много было и таких, которые в угоду сомнительным вкусам богатых потребителей возвращались к прежним формам. Художники модерна иногда произвольно обращались с материалом, не считаясь с его свойствами. С лозунгом "назад к природе" модерн создал сложную систему орнамента на мотивы стилизованных цветов и растений, который доминировал не только в корпусных изделиях, но и в стульях и креслах.

Конфликт между новым орнаментализмом и техникой до конца так и не был прёодолён. Стиль модерн, быстро распространившись по всей Европе, просуществовал недолго. Его кризис наступил довольно быстро, он исчерпал себя ещё до начала Первой мировой войны. Однако историческую миссию он выполнил, положив конец эклектике и расчистив путь для новой архитектуры и искусства бытовых вещей, в том числе и мебели.

Гнутая мебель Тонета

В истории мебельного искусства XIX- XX вв. лроизошло событие, последствия которого не утратили актуальности для современной мебели и мебели будущего. Это — изобретение гнутой мебели М. Тонетом, о котором следует рассказать особо.

Михаэл Тонет (род. в 1796 г. в Германии) запатентовал своё изобретение на гнутою мебель в 1841 г. Переселившись в Вену, он занимался там сначала оборудованием дворца Лихтенштейна, выполнив для него партию частично гнутых стульев в стиле нeopoкокo. Первые целиком гнутые стулья были выполнены в 1850 г. для венского кафе, где ими пользовались 26 лет. Первая модель гнутого стула Тонета демонстрировалась  на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г.. Кресло было отмечено на этой выставке большой бронзовой медалью.

В последующие годы Тонет совершенствует и упрощает мебель, главным образом стулья. На Парижской выставке 1885 г. его стулья экспонируются как товары массового производства. Дешёвые, они быстро завоёвывают европейский рынок. Количество реализованных стульев достигло 40 миллионов. Заказы на них поступали даже из Южной  Америки. Большим спросом пользовались кресла-качалки, производство которых было залажено в 1860 г. В год их выпускали сто тысяч.

Производство гнутой мебели, так называемой венской, достигает огромных размеров. В 1896 г. её делали 60 фабрик, а древесина поставлялась с лесных буковых угодий площадью 150 тыс. гектаров. Бук лучше всего поддаётся гнутью, поэтому для гнутых изделий именно этой древесине отдают предпочтение. Так, бездефектное гнутьё влажной (30 %) пропаренной древесины с наложенной на выпуклую сторону металлической шиной возможно при следующих значениях предела изгибаемости, т.е. отношении h/R (где h — толщина изгибаемого бруска, R — радиус изгиба): бук — 1/2,5; дуб — 1/4; берёза — 1/5,7; сосна -1/11.

В начале XX в. "бедноватые" формы мебели Тонета не замечаются, а в 20-х гг. они кажутся уже устаревшими. Пытаясь исправить положение, фирма "Тонет" объявила международный конкурс на формы гнутой мебели для сидения. Однако он не дал ожидаемых результатов. От проектов, созданных на стороне и вне связи с производством, многого и не следовало ждать. Правда, ведущие европейские проектировщики (Ф. Крамер, А. Шнек и др.) несколько интересных моделей всё же разработали. Тонетовское кресло-качалка было заменено на новое, современное, более лаконичное по рисунку.

В период между мировыми войнами гнутой мебелью занялись и другие предприятия. Их поиски привели к мебели, несколько отличающейся от мебели фирмы "Тонет". Финский архитектор А. Аалто первый предложил использовать гнутоклееные элементы , которые впоследствии получили широкое распространение во всём мире, в том числе и в настоящее время. Гнутоклееные элементы обладают высокой прочностью и низкой материалоёмкостью. Технология их производства проще, чем гнутых, а возможности формообразования более разнообразные. По этим причинам гнутоклееные элементы постепенно стали вытеснять гнутые из массивной древесины.

Эксперименты в поисках оригинальной  формы приводили и к иррациональным решениям. К таким можно отнести штампованные изделия.

В 1925 году архитектор Ле Корбюзье, известный своими новаторскими проектами, вместе с другими архитекторами авангарда заинтересовался возможностями гнутой древесины при проектировании мебели для интерьеров своих зданий, но довольно быстро перешел с древесины на гнутые стальные трубки.

Дизайнер Марсель Брейер с 1925 года разрабатывает в Баухаузе (немецкой высшей архитектурно-художественной школе) мебель из стальных трубок. В 1927 году фирма "Стандард" запатентовала самобалансирующуюся конструкцию Марта Стама. Самобалансирующийся стул - на консоли, без задних ножек, можно назвать самым главным достижением рационального дизайна мебели. Первая "действующая модель" стула самобалансирующейся конструкции Марта Стама была сделана из газопроводных труб. Стул Стама отличался четким кубистическим контуром, конструктивной "прозрачностью" и парадоксальностью идеи - сидящий "висел" в воздухе. Сиденье и спинка из натянутой ткани или плетеной кожи были почти плоскими. Трубка имела небольшой радиус изгиба и образовывала замкнутый контур. Такая конструкция отлично воплощала эстетику геометрического формализма, но плохо пружинила. 

В 1928 году появляются проекты мебели Ле Корбюзье и его коллег Пьера Жаннере и Шарлотты Перриан. Их пускает в массовое производство фирма Тонет-Мундус. В 1931 году такую мебель спроектировал архитектор мирового масштаба, директор Баухауза Людвиг Мисс Ван дер Роэ. Мисс Ван дер Роэ увеличил диаметр трубки, радиус изгиба передних ножек и вынос консоли - конструкция потеряла кубическую форму и приобрела упругость. В отличие от стула Марта Стама, этот стул имел коммерческий успех и производится до сих пор.   

В 1930-е годы новый дизайн мебели стал массовым. Ле Корбюзье и Мис Ван дер Роэ делали ставку на такую мебель практически во всех своих архитектурных проектах и постройках. Ле Корбюзье предложил мобильный каркас для кресла-кровати (широко известное "комфортабельное кресло"). Мис ван дер Роэ обтянул стул плетеной сеткой (реплика на традиционную тему). У него в мебели вообще появилась некоторая кривизна (кресло "Барселона" и т.д.). С этого времени, пожалуй, в жилых помещениях и офисах появились диковинные конструкции, которые, тем не менее, вполне отвечают своему функциональному назначению. Мебель из гнутых стальных трубок развивала такие идеи художественного авангарда, как функциональность, стандартизация, применение новых технологий.

Из серийных моделей к стулу Марта Стама ближе всего стул "Тонет" Марселя Брейера. Марсель Брейер в 1925 году первым начал работы над мебелью из гнутых стальных трубок. Его первый стул "Василий" 1925-1927 гг. (модель "Wassily" названа в честь профессора Баухауза, русского художника Василия Кандинского) не имел консольной самобалансирующейся конструкции. Брейер соединил каркас стула с тканью, заменившей мягкие (набивные, пружинные) детали. Отчасти он придал мебели достоинства гамака.

В России также работали в этой области. Знаменитый Татлин на основе металлических трубок создал пространственную систему, не менее сложную, чем в деревянных стульях Тонета. В его модели стула, разработанного вместе со студентами Вхутемаса (Высших художественно-технических мастерских), есть достоинства и модерна (сложная рациональность формы), и авангарда (конструктивность).

Алвар Аалто проектирует мебель, сильно напоминающую металлическую, но из дерева. Деревянные полосы изогнуты в одной плоскости, а фанера "изображает" натянутую ткань. Кстати, к разработке и производству мебели из дерева фирма "Тонет-Мундус" вернулась только в 1970-е.

Разработки 1930-х характеризуются усложненными формами и прямым плагиатом. Например, Эрнст А. Плишке проектирует кресло, для которого понадобилось почти 10 м трубки. О простоте сборки не могло быть и речи.

Появляются стулья без передних ножек, стулья с двойным изгибом консоли, стулья, где пружинящий эффект стал слишком сильным и для удобства сидения была сделано подпорка. В самобалансирующейся конструкции с подлокотниками сиденье со спинкой и несущий каркас можно рассматривать как отдельные части, стул состоит из одной (или двух - левой и правой, когда замкнутость контура уже не очевидна) линии каркаса и нескольких плоскостей сиденья, спинки и подлокотников. 

Среди оригинальных конструкций стоит упомянуть кресло, спроектированное Пьеро Боттони для Тонет-Франс, в котором несущий каркас образовывал одновременно подлокотники и спинку, а сиденье парило в воздухе, подвешенное на растянутых канатах; стул ганноверского архитектора Ганса Ницшке, представленный приблизительно в 1932 году в журнале "Abstrakten kabinett" русским мастером авангарда Эль Лисицким. Он относится к наиболее продуманным композициям - два трубчатых контура переплетены друг с другом таким образом, что для стабильности конструкции не нужны никакие дополнительные поперечные соединения. После этого было много конструкций, альтернативных самобалансирующимся консолям: классические спиральные пружины, консоли на подпорках, - однако черту в развитии самобалансирующихся конструкций подвел все тот же Брейер. Он решил смонтировать два полукруглых стержня по обе стороны самобалансирующейся конструкции. Такая конструкция позволила использовать не сталь, а алюминий.

После Второй мировой войны каркас из стальных трубок используют вместе с гнутым деревом (фанерой) и пластмассой (которой можно придать любую форму). Стальные трубки по-прежнему предпочитают гнуть в одной или нескольких плоскостях, повернутых друг относительно друга примерно на 90?, т. е. каркас сохраняет эстетику "прямого угла", характерную для авангарда. Новые идеи дизайнеров воплощаются в сиденье и спинке, выполняемых, например, из таких материалов, как дерево или пластмасса.     

После Второй мировой войны стиль трубочной мебели вновь возродился, чтобы продолжить развитие на новом витке - в интерпретации стиля хай-тек (как программное художественное осмысление новых технологий), в пластмассовой, еще более массовой и еще более "раскрепощенной" органической мебели.     

Все современные тенденции развития дизайна интерьера, даже такие противоречивые, как, например, деконструктивизм, опираются на принципы первой массовой мебели - из гнутого дерева и гнутых стальных трубок. В садовой мебели гнутый металл уступил место пластмассе, форму сиденья диктует отдельная наука - эргономика, а сталь в мебели все равно трубчатая и хромированная.

Многообещающему художественному течению модерна было суждено уйти со сцены перед Первой мировой войной с такой же быстротой, с какой оно появилось в конце XIX в. Уже в конце первого десятилетия XX в. модерн начал вытесняться новым стилем, получившим название "конструктивизм". В его основе лежала целесообразность, предполагавшая рациональные формы, очищенные от декора. На Западе энтузиастами конструктивизма были такие крупные архитекторы, как Анри ван де Велде, Петер Беренс, Вальтер Гропиус и др. В 1907 г. П. Беренсу была предложена должность художника-консультанта Всеобщей электрической компании. Впервые дизайнер (в данном случае архитектор; дизайнеров как таковых ещё не готовили, и их функции выполняли другие специалисты, как правило архитекторы или художники) принимает участие в работе крупного предприятия. В обязанности Беренса входило художественное наблюдение за всей эстетической стороной производства и строительством новых заводов и контор фирмы. В берлинской мастерской Беренса начали свой путь три выдающихся архитектора современности — Шарль Эдуар Ле Корбюзье (наст, фамилия Жаннере), Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус. Последний открыл скоро собственную контору, а в 1919 г. основал в Веймаре известный "Баухауз" — высшую школу строительства и художественного конструирования. В 1911 г. В. Гропиус построил здание фабрики сапожных колодок, впервые в архитектуре решив всю поверхность фасада в стекле и металле. Расцвет творчества Л. Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье произойдёт позже, в послевоенные годы.

Архитектура и прикладное искусство в начале века развивались относительно устойчиво. Изобразительное же искусство переживало полосу быстро сменяющих друг друга "измов", формализм которых оказывал вредное влияние и на искусство жилого интерьера.