Главная \ Стили дизайна \ Готика стиль

Готика стиль

Готика — это стиль городских соборов. Другие здания не строились строго в этом стиле, хотя некоторые из них испытывали его влияние при оформлении.

Готический кафедральный собор служил не только для молитвы, но и для собраний горожан, богословских диспутов, торговых сделок и театральных представлений, поэтому главным в нём была организация внутреннего пространства. Цель укрепить гражданские и религиозные чувства молящихся, стимулировать их устремления к небу, к Богу сознательно воплотилась даже в основном строительном материале — камне, обработка которого была доведена до совершенства. Конструктивные элементы выводятся наружу, опорные колонны уменьшаются в сечении и расчленяются на отдельные пучки. Конструктивная основа собора уже не массивы стен и сводов, а каркас. Впечатление лёгкости и невесомости достигается подчеркнутыми вертикалями тонких опор, стрельчатыми арками, остроконечными фронтонами, расчленённостью масс, тонкой профилировкой деталей, цветными витражами окон. При высоте соборов вдвое большей романских подчёркнутая вертикальность и остроконечность придаёт внутреннему пространству устремлённость ввысь. В поздней готике формы собора становятся более мелкими, обильно насыщаются декором и усложнённым рисунком (XV в., период "пламенеющей готики").Готика стиль | Архитектурный стиль готика

Произведения изобразительного искусства проникнуты тем же духом, что и архитектура. Огромные витражи в свете солнечных лучей кажутся почти нематериальными. Цвет играет особую роль. Одежда, дома, статуи радуют глаз яркостью красок и позолотой.

В домах знати приёмные залы и комнаты для гостей богато украшались. Жилые дома состоятельных горожан не уступали в роскоши домам знати, но отделывались более сдержано. В раннеготическом интерьере стены облицовывались деревом или украшались росписью и коврами, полы были кафельными или дощатыми, позднее также застилались коврами. Потолки делали обычно деревянными, балочной конструкции или, как в Англии, с открытыми хорошо оформленными стропилами. Встречались также гладкие потолки, облицованные досками или расчленённые рейками и украшенные декоративной росписью. Картины использовали редко, но была широко распространена настенная живопись, позднее — письмо масляными красками и гравюра по дереву. В XV в. начали стеклить окна, сначала появляются круглые выпуклые стёкла в свинцовом обрамлении. Занавесей на окнах ещё нет. Во Франции и Англии центром дизайна интерьера был камин, в Германии — кафельные печи.

В период ранней готики предметы обстановки ещё тяжелы и неуклюжи, расставляли их обычно вдоль стен. В формообразовании мебели преобладало копирование в дереве церковной архитектуры. Почти каждое изделие мебели ранней готики имело церковное происхождение. Конструкция и техника исполнения ещё долго сохраняли черты романского стиля.

. К концу Средневековья появились прототипы всех основных современных предметов мебели. С течением времени столяры достигли высокого мастерства, в совершенстве овладели техникой резьбы, росписи, инкрустации. Готический стиль воскресил забытую античную мебельную технику. Была оживлена старая конструкция изделий с рамками и филёнками, известная ещё древним римлянам и забытая на многие столетия.

Во избежание однотипности изделий стали применять филёнки, различные формы орнамента. Различают четыре вида украшения филёнок: ажурный орнамент; лиственный орнамент; ленточное плетение; стилизованный орнамент в виде ткани, собранной в складки (так называемые "льняные складки", или "салфетки"), типичный для французской мебели XV в. Помимо филёнок изделия украшаются архитектурными приёмами: поперечными профильными элементами, стрелами, башенками, колонками, стрельчатыми сводами, а позднее — изображениями фигур. Для изготовления мебели использовали преимущественно местные породы: ель, сосну, дуб, реже орех.

В конструкции мебели также происходят значительные изменения. Отдельные части предметов не соединяют при помощи заклепок и шпонок, а делают остов или каркас из срощенных в лапу стоек, между которыми вставляют тонкие филенки, покрытые сильной и выразительной резьбой.

Основным видом мебели в домах знати и простых горожан был сундук, из которого затем сформировался сундук-скамья. Ранние сундуки выполнялись плотницким инструментом примитивных форм, позже — с рамками и филёнками, а также новой архитектурной конструкции. Последние имеют цоколь и приближаются к форме шкафа. Боковые стенки сундуков и ларей покрывает богатая резьба, передающая мотивы каменных переплетов готических окон и другие детали архитектурной отделки каменных зданий. Средняя часть орнаментованной плоскости обычно отводится для герба владельца и узорного, хорошо прочеканенного замка. Кроме архитектурных мотивов, на лицевых фасадах сундуков исполняются скульптурной резьбой отдельные фигуры и целые сцены из современной жизни.

Из сундуков постепенно развивались новые формы мебели: различные буфеты, шкафы для посуды, — хотя сундуки ещё долго оставались в употреблении. Дифференцирование запросов породило новые типы мебели, например такие шкафы для посуды, как креденца или дрессуар — разновидность французской открытой подставки для тарелок на высоких ножках.

Буфет представлял собой разделённые дощатые полки, иногда обтянутые тканью. На них ставили золотую и серебряную посуду или более скромную — оловянную. Креденцы вначале являлись видом церковной алтарной мебели, а позднее проникли в мирскую жизнь как шкафы для напитков и посуды. Постепенно они превратились в шкафы на высоких ножках. У англичан ранние шкафы для посуды были ниже и выглядели как сундук или ларь на ножках.

Разнообразными были формы позднеготических шкафов. Они служили в основном для хранения посуды и целей репрезентации. Наиболее своеобразным видом шкафа является шкаф  двухъярусной конструкции с четырьмя дверками, который напоминает установленные друг на друга сундуки. Это впечатление усиливается за счёт кованых ручек по сторонам шкафа, которые часто устанавливали как в верхней, так и в нижней части. Интересны шкафы со сквозным ажурным орнаментом.

Готические столы имели более стабильные формы. Самый характерный тип стола — с торцовыми стенками, с сильно выступающей столешницей на двух торцовых опорах и с глубоким выдвижным ящиком. Из этого типа образовалась ранняя форма письменного стола с подъёмной столешницей, под которой находилось множество отделений и маленьких ящиков. Такими столами пользовались банкиры и торговцы в своих конторах. Делались также столы на четырёх наклонных ножках с проножками внизу. Известны раздвижные столы, круглые и прямоугольные столы с разветвлённой центральной опорой. Столешница уже покрывается гладкой или составной облицовкой шпоном — примитивной разновидностью инкрустации.

Кровати имели полубалдахин, балдахин или большой деревянный каркас, подобный шкафу. Для защиты от холода в плохо обогреваемых помещениях они нередко встраивались в стены.

Мебель для сидения неохотно отделялась от стен. Длительное время для сидения использовались сундуки и скамьи. Кресла с сиденьем в форме сундука имели под каркасом закрытые боковые стенки с рамочно-филёнчатой вязкой и высокую спинку. Отдельные части кресла украшаются обильной рельефной резьбой, в состав которой входят растительные мотивы и мотивы архитектурного характера. Часто верх спинки заканчивается горизонтальным карнизом с резным гребнем над ним. Особенно богато бывают украшены угловые, многогранные или круглые стойки, являющиеся основой конструкции кресла. Вертикальная спинка украшалась резьбой и опираться на неё было неудобно. Гладкое дощатое сиденье было жёстким, а нижний ящик мешал ногам. Такие кресла ставили около кроватей, они выполняли и роль домашнего клозета.

Другие виды мебели для сидения были совершеннее: складные или имитирующие их форму, вращающийся стул (так называемый лютеранский), кресла на трёх или четырёх точёных ножках и др. Несмотря на это скамье отдавалось предпочтение. Скамьи были различных конструкций: с высокой спинкой, в том числе и перекидной (они ставились у камина), с подобной сундуку нижней частью и др.

Для украшения мебели использовались архитектурные мотивы и различный орнамент. Для раннего периода готики наиболее типичен растительный узор из завитков и острых листьев или масверк (пересечение прямых линий и частей окружности), для позднего — узор льняных складок, или салфеток, который применяли на второстепенных деталях — боковых, нижних. В Средней Европе и Англии готический орнамент выполняли малорельефной резьбой, что обусловливалось возможностями применяемых материалов — сосны и дуба. Неглубокая резьба окрашивалась в определённые тона, чаще красные и зелёные. В растительном орнаменте использовались также листья и гроздья, гирлянды, завитки, розетки, цветы. С применением доски с пропильным орнаментом, которая накладывалась на другую, служащую фоном, орнамент углубился и стал более рельефным. Ажурный орнамент стал применяться в поздней готике XV в. Культивировались мотивы так называемых рыбьих пузырей, ослиных спин, пламенеющей готики. В орнаментике начинают использоваться и гербы.

Элегантные готические формы мебели изготавливались во Франции, на родине готики. Отдельные элементы форм позднего периода свидетельствуют о растущем духе Ренессанса (1498-1515 гг. — переходный стиль, Людовик XII).

Высокого уровня мебельное искусство достигло в Германии, оно имело много общего с соседней Францией. Южнонемецкий стиль был распространён и в Альпийских странах (Швейцарии, Австрии, Южной Баварии, Венгрии).

В Италии, где было сильным влияние античных традиций, готический стиль считался варварским. От него здесь переняли орнаментику, но острые "готические" углы были притуплены. Итальянской техникой украшения была чертозаичная мозаика. Мебель делали с миниатюрными вкладками — восточной по характеру интарсией. В качестве материала использовалась цветная древесина, перламутр, слоновая кость. Было принято всю поверхность покрывать тонко выполненным узором из звёзд и розеток. Такая орнаментика использовалась также для украшения стульев с Х-образными ножками. Среди мастеров было много монахов-картезианцев ("чертозаинцев"), отсюда и название техники. Она пришла в Италию и Испанию с Востока. Кроме того, в Италии изготавливали и очень красивую мебель с росписью. Нередко её покрывали позолотой.

В Испании мебельное искусство придерживалось французского направления, но на орнаментику сильное влияние оказал арабо-мавританский стиль. Для испанской мебели характерна чрезвычайно сложная, богатая плоскостная отделка поверхности. В средневековой Испании резьба по дереву была также в восточном духе. Из других видов орнамента применялись железная и бронзовая фурнитура, мотивы сталактитов, точёные детали.