Этруски

Этруски были прекрасными зодчими. Долгое время они строили дома из дерева, выполняя из него и своды. Основной тип дома был с атрием. В отличие от свободного расположения помещений в греческом жилом доме, здесь нужно отметить строго симметричное в плане расположение помещений, как бы нанизанных на одну ось. Подобная осевая композиция найдет широчайшее применение в римских жилых домах.

Древнейшим типом построек были, по-видимому, круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны. О более позднем сельском италийском доме можно судить по урне в виде дома из Кьюзи. Здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Сельские дома строились из грубого камня или из глины на деревянном каркасе. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные.   Этруски | Культура этрусков

Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг него строго симметрично располагались другие помещения: справа и слева— помещения для мужчин и для рабов и иногда для домашнего скота, в глубине, вдали от входа, размещались комнаты хозяйки, ее дочерей и служанок. О жилищах городской бедноты дают понятие раскопанные в Марцаботто остатки больших одноэтажных домов с множеством отдельных каморок, выходивших во внутренний двор. В этих же домах находились лавки и мастерские. Они размещались в той стороне дома, которая выходила на улицу, за ними обычно находилось помещение для жилья.

О дизайне интерьера жилища и мебели этрусков известно благодаря их развитому культу захоронения, подобному таким же культам у других народов античного мира. Представление о форме ранних жилых домов дают сохранившиеся урны для праха, которые выполнялись из керамики или металла и являлись уменьшенными копиями домов. Высеченные в скалах погребальные камеры состоят из одного или нескольких помещений и оборудованы как жилище. Этруски делали для умерших удобные жилища, высекая из камня не только стены, балки перекрытий, но и всю обстановку. О мебели и столярном ремесле можно судить по копиям из камня в погребальных камерах, а также по изображениям на вазах. В погребальных камерах представлена живопись и скульптура VII и VI вв. до н.э. Саркофаг украшали изображением лежащей фигуры умершего. Такой саркофаг даёт полное представление о ложе.

Этруски обладали высокой техникой бронзового литья. Бронзу лили с помощью глиняных моделей. Декоративные мотивы напоминают восточные образцы, в частности ассиро-финикийские. Использовалась фурнитура из листов штампованного металла. Из бронзы изготавливали декоративные шкафчики с богатым орнаментом, канделябры, зеркала, треножники, жаровни, щиты и другие предметы роскоши. В мебели использовались многочисленные бронзовые элементы.

Этруски любили великолепие и роскошь, что видно и по мебели. Для её украшения использовались выточенные профилированные кольца, волюты, пальметты, изображения людей, зверей и др..

Этрусская кровать имела сходство с греческой. Ножки строгой формы украшались волютами и пальметтами (как, например, у саркофага). Ложа могли быть из диагонально переплетённых бронзовых полос.

Парадное кресло имело характерно этрусскую форму — колокола. Оно представляло собой деревянный каркас, покрытый бронзовыми пластинками с чеканкой. Простая мебель для сидения изготавливалась отчасти или полностью из бронзы. Стулья были со спинками и без них, т.е. в виде табуретов. Изобретением этрусков является плетёная мебель. Они создали также элегантные формы канделябров, как нельзя лучше отвечавшие своему назначению (в античные времена пользовались масляным освещением). Их можно было отнести к самым совершенным художественным изделиям античности.

Сундуки имели у этрусков довольно чёткую столярную конструкцию, но примитивное украшение.

Этрусская мебель и изделия из бронзы сыграли большое значение в общей истории материально-художественной культуры. Они свидетельствовали о распространении на запад азиатских и греческих форм и явились первой ступенью на пути грандиозного развития древнеримской культуры.