Главная \ Стили дизайна \ Барокко стиль

Барокко стиль

Стиль барокко (от итал. bагоссо — букв, странный, причудливый) зародился в Италии в конце XVI в. и был естественным продолжением Ренессанса. Из Италии он распространялся на север, в первую очередь в те страны, где укрепляли свои позиции монархии и католическая церковь.

Становление барокко происходило в период формирования наций и государств и было связано, как уже отмечалось, с антифеодальным движением. Это способствовало слиянию эстетической концепции барокко с художественными традициями различных народов и формированию национальных разновидностей данного стиля.

Барокко — это искусство ансамблевых решений, которое наиболее полно выразилось в архитектуре. Впервые архитектурные формы нового стиля появились в произведениях итальянских мастеров позднего Возрождения. Поставленные на службу крупной феодальной знати богатые, пышные итальянские интерьеры не имели себе равных. Наибольшего расцвета итальянское барокко достигло в первой половине XVII в. Распространению этого стиля способствовали и рисунки предметов мебели, созданные видными архитекторами и художниками Дзуккаро, Каррачи, Бернини, Борромини, П. да Картона. Формы мебели, сложившиеся в Риме около 1650 года, оказали влияние на формирование барокко во Франции.Барокко стиль | Барокко в архитектуре

Основные элементы барокко восходят к античности. Его отличает повышенная динамичность композиции, контрасты масштабов, материалов и фактур, цветовые эффекты, беспокойный ритм кривых линий, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. Пышные формы находят широкое применение в архитектуре и интерьере храмов и монастыре, поэтому новый стиль пришёлся по вкусу иезуитам и барокко иногда называют "стилем иезуитов". Церковь стремится воздействовать на верующих средствами светского искусства — богатством формы и материала, цветом, музыкой, пафосом красноречия.

В архитектуре городских дворцов и загородных резиденций появляются выпуклые и вогнутые фасады, украшенные витыми колоннами, пилястрами и лепниной. Скульптурный декор присутствовал иногда в таких количествах, что за ними терялись конструкции здания. Геральдические гербы, амуры и виноградные лозы насыщали не только фасады, но и элементы декора интерьеров.

В этот период стал популярен П-образный тип дворца. Он состоял из центральной постройки, а также из двух боковых выступов, которые назывались ризалитами. Такое здание хорошо сочетается с парком, который разбивали позади дворца, а также почетным двором перед фасадом дворца. Двор обычно ограждали бронзовыми решетками, покрытыми позолотой. Если ранее через рвы были переброшены железные мосты, то в период барокко появилась мода на каменные мосты, которые украшают статуями и огромными вазами для цветов. Следует также вспомнить о нововведении архитектора Мансара, который придал центральному помещению функциональный характер. Теперь кровли зданий стали украшать мансардами, и они стали гораздо более живописными.

В зданиях стиля барокко вестибюль должна украшать парадная мраморная лестница, над ней находится плафон потолка, который раскрашивается яркими красками. Чаще всего напротив лестницы устраивался специальный балкон для оркестра, который исполнял в честь гостей соответствующую музыку. Во дворцах стиля барокко парадные залы обычно устраивались на втором этаже. Между помещениями находятся узкие галереи, которые украшаются коллекциями произведений искусства – картинами, скульптурами, изысканными вазами на вычурных подставках. Окна этих галерей обычно выходят в парк. Одна из характерных черт барокко – пространственный иллюзии, которые сопровождают интерьеры этого стиля. Компоненты, традиционные для барочных интерьеров – зеркала, потолки, стены, экраны – расписаны изображениями, основанные на картинах жизни небожителей. На стенах  висят гобелены, несущие изображения пейзажей, такие гобелены можно увидеть и в современных богатых домах. Торжественный пафос дизайна интерьера усиливается при помощи обилия тяжелых тканей, ковров, богатых сверкающих люстр, позолоченной лепнины, в которой преобладает тематика изображений листьев и плодов, картуши и маскароны. Криволинейные, округлые контуры придают декору динамику и живописность.

Интерьеру барокко присущи яркие краски, обилие позолоты, богатая игра света и тени. Сложное внутреннее пространство храма зрительно увеличивалось живописными плафонами. Обилие изогнутых карнизов, ниш, выступов, сложные очертания стен усиливали впечатление напряжённости. Типично барочный формой была витая колонна. Позднеренессансный мотив многократно изломленного карниза пользовался особой популярностью. Он применялся и в мебели.

Роскошные дворцы и виллы включаются в грандиозные парковые ансамбли. Принцип регулярности распространяется и на природные объекты. Деревья и кусты подстригаются до правильных геометрических фигур. Барокко служит средством самовосхваления, поэтому неизбежно тяготение ко всему чрезмерному, к нагромождению форм.

Интерьеры дворцов соблюдают нормы ордерной архитектуры, но детали динамичные и дробные. Стены часто затягивают дорогими тканями, которые меняют в зависимости от поры года, а потолки покрывают росписями, создающими впечатление небесных просторов с плавающими облаками и порхающими амурчиками. Весь такой праздничный декор перетекает из зала в зал, прославляя власть и богатство. Иногда на потолках, но чаще в оформлении стен присутствовали резные деревянные панели. В них монтировали портреты и другие живописные произведения. Плоскости стен украшали также элементами ордеров - пилястрами, витыми колоннами, волютами, использовалась и живописью в обрамлении скульптурных гирлянд, волют. Из Испании в другие европейские страны пришла мода обшивать стены кордовской тиснёной кожей с рисунком золотом, подражающим дорогим тканям. Во Фландрии стены обтягивали шёлком и бархатом. По-прежнему были распространены и шпалеры, их развешивали над резными панелями. Полы выкладывались мраморными или майоликовыми плитами. Двери обрамлялись живописными горизонтальными панно-десюдепортами (от фр. «расположенные над дверью»). Внутреннему убранству дворцов барокко был присущ особенный декоративный размах, не сравнимый ни с какой другой эпохой. Торжественный пафос апартаментов усиливало обилие ковров, больших (до пола) зеркал, позолоченной лепнины. В орнаментике преобладал рисунок тяжёлых гирлянд из листьев и плодов, волют, картушей (от фр. cartouche-«свиток»), маскаронов. Распространён был и мотив витых арабесок, разнообразных изгибов акантового листа, ленточных плетений, преобразованных в прихотливые немецкие рольверки (разрезанный по краям картуш) или бандельверки (от нем. bandelle-«лента»). Прямые линии постепенно вытеснились криволинейными контурами, придающими декору динамику и живописность.

Материи в интерьере стиля барокко уделялось особое внимание. Элементы, выполненные из материи, должны были сиять особой роскошью. Так же, как и в средневековье, широко распространены шпалеры – тканые ковры без ворсы, которыми занавешивали стены дома. Во Франции в семнадцатом веке шпалеры стали называть гобеленами по имени братьев, основавших собственное производство этих ковров. Качество гобеленов в эпоху барокко стало таким высоким, что они зачастую конкурировали с живописью. Кроме шпалер, для усиления впечатления роскоши, для отделки интерьера часто использовали глазет (известный нам под названием парчи). При помощи этой материи оформляли стены, окна и двери, мебель. Будуары украшались шторами – плотными полотнами со сложным тканым рисунком. Не только в семнадцатом веке, но и в поздние периоды престижным был бархат – эта ткань считается наиболее характерной для стиля барокко. Особо ценился длинноворсовой генуэзский бархат. В период расцвета барокко в Лионе была выпущена новая атласная ткань с мелким рисунком растительной тематики, такая ткань получила довольно широкое распространение в убранстве барочных интерьеров. Кроме того, к концу семнадцатого века в моду вошла материя с рисунком, которая в Англии называлась japanning, хотя на ней изображались картины не только японской, но и китайской тематики: восточные пейзажи, красочные птицы и цветы.

Освещение при помощи свечей придавало интерьерам семнадцатого века неповторимое романтическое звучание, оно передавалось на картинах художников того времени. Именно под свечи были придуманы разнообразные приборы освещения, которые от чисто утилитарного назначения стали самостоятельными элементами декора. Это – канделябры и жирандоли, шандалы и подсвечники. Если подсвечники и шандалы можно было относительно свободно перемещать из одной комнаты в другую, то канделябры и жирандоли закреплялись на полу или стенах. Название «люстра» в переводе с французского обозначает «блеск», - этот тип светильника был введен в употребление во второй половине семнадцатого века и с тех пор стал самым эффектным из всех источников света. Хрустальная люстра – обязательная деталь любого интерьера «дворцового» типа.

Всё большее распространение в XVII и особенно XVIII столетии получает фаянсовая посуда. Центрами её производства становятся Дельфт в Голландии, Невер и Руан во Франции, Фаэнца и Каподимонте, Савона в Италии, Стаффордшир в Англии, Нюрнберг и Аугсбург в Германии. Наибольшую славу снискал в XVII веке дельфтский фаянс в синих тонах.  Он изготовлялся посредством росписи синим кобальтом с последующим обжигом при высоких температурах. Из дельфтского фаянса делали вазы для тюльпанов, блюда, чаши с растительным орнаментом, морскими видами и рисунками, имитирующими ткани - японские и индийские кашмирские, завезённые в Европу голландскими купцами. Роспись окислами марганца давала после обжига фиолетовый тон. Мастера Руана и Невера производили фаянсовые блюда с гербами и широким орнаментальным бордюром по краю. В Германии ценился белый фаянс, расписанный чёрной глазурью. Керамисты Стаффордшира славились поливной у керамикой в народном стиле и тонкостенным фаянсом, который назывался «трубчатые глины». В майолике Италии были популярны блюда с сочным растительным орнаментом или изображением сценок из крестьянской жизни.

Более объёмные и динамичные формы приобретают, и изделия из стекла. Особую пластичность испанским стеклянным вазам придавали ручки, изображающие накладные крылышки или фигурки животных. Из Голландии пришли в другие страны формы широких бокалов - ремеров с росписями в виде гербов, дат, витых лент с надписями, так как эти предметы было принято дарить по случаю каких-либо событий. Высоко ценился в Европе дорогой баварский и богемский хрусталь (кубки, вазы, чаши, бокалы, стаканы) с «алмазной гранью» (чрезвычайно тонкой гравировкой). Столь же изысканно выглядели изделия из стекла, называемые кракле. Изготовлялись они или путём погружения горячего стекла в холодную воду и вторичного нагревания, или же методом прокатывания незастывшей стеклянной массы по мелким разноцветным осколкам. Наряду с этими объёмными полихромными изделиями существовали итальянские vetrialati из тонкого непрозрачного стекла, покрытого гравировкой в виде прямых или искривлённых линий. Стеклянные предметы, как правило, убирали в шкафы, в то время как фаянс выставляли в открытых местах интерьера.

Начиная с XVII в. в Италии, остававшейся раздробленной, происходит экономический и политический упадок. Пройдёт немного времени, и тон в искусстве начнёт задавать более развитая Франция. Происходит становление бюргерского барочного искусства мебели и в странах Северной Европы. В протестантских областях Англии и Германии с устойчивыми традициями позднеренессансной культуры барокко с трудом пробивало себе дорогу и тяготело к строгим формам.

Стиль барокко меняет характер геометрических форм. Вместо прежних кругов и полукругов используются сложные динамические спирали и овалы, линии изламываются и искривляются, плоские поверхности заменяются выпуклостями и вогнутостями.

Введение сложных форм в мебели усложняет технологию её изготовления. Массивная древесина не гнётся до малых радиусов. Остаётся сложная технология склеивания малых кусочков. На стыках неизбежны неровности и шероховатости, которые приходится шлифовать, изделия покрывают лаком и полируют. Прочно входят в практику облицовывание и техника набора. Для облицовывания цилиндрических поверхностей применяли шаблоны и крупные листы шпона. Техника облицовывания сферических поверхностей была сложной. Использовать крупные листы шпона не удавалось, так как их гнутьё в двух плоскостях было невозможным. Неразрешимой была и задача изготовления сложных шаблонов. В итоге оставалась техника ручного мозаичного набора из кусочков небольших размеров. При наклеивании набора на основу прессование осуществлялось мешочками с горячим песком.

Для барокко характерно стремление к свободному формообразованию, что ведёт к известному произволу и пренебрежению тектоникой и свойствами материала. Последний часто уподобляется некой аморфной массе, из которой лепится любая форма, задуманная художником. Без особой строгости и последовательности применяются и архитектурные элементы мебели. В изделиях встречаются изогнутые, очень пластичные поверхности, витые колонны, пухлые балясины, сложные карнизы и рамки. Мотивами резьбы и мозаики служат вьющиеся стебли, фестоны, раковины, венки, гирлянды, картуши и т.п. Вместо дуба всё больше начинает применяться орех, более пригодный для резьбы и полирования. Используются и другие породы древесины, совершенствуется технология облицовывания, что привело к расцвету интарсии. Получил распространение приём декорирования накладками из позолоченной бронзы. Накладки заменяли резной декор на искривлённых мозаичных поверхностях, где его выполнение было невозможным.

В мебели для сидения прямолинейные формы заменяются криволинейными. Изгибаются и ножки. Обивку изделий выполняют дорогими тканями, чаще гобеленом. Появляются гарнитуры — комплекты гармонирующих друг с другом предметов обстановки, предназначенные для меблировки одного помещения или функциональной зоны.

Как было уже отмечено, барокко имело свои особенности в каждой стране, поэтому дальше мебель этого стиля рассмотрим по отдельным странам.

Италия. На родине стиля формы мебели пышно расцвели в роскошных интерьерах богатых семей Рима, Генуи, Болоньи и других городов-республик. В интерьерах всё подчиняется общей идее — движению масс и пространства. Это достигается с помощью скульптуры и живописи в оформлении стен с их лепниной. В соответствии с декорацией стен оформляется и мебель. Изящные кровати с балдахинами, красочно инкрустированные шкафы, опускающиеся до пола зеркала, красивые камины и гобелены, динамичные по форме стулья, кресла и диваны составляли великолепное убранство покоев.

Болонская и флорентийская мебель из ореха в XVII в. мало отличается от мебели позднего Ренессанса. Однако в резных картушах, завитках и листьях аканта постепенно появляется форма украшений, вылившаяся в пышные мотивы барокко, которые во второй половине XVII в. получили широкое распространение.

На ранних этапах в форме итальянского барокко есть некоторая тяжеловесность и неуклюжесть. Мебель получает столярный характер, она со строгаными рамками и глубокими профилями. Шкафы и бюро-кабинеты скорее напоминают произведения ювелира. Отдельные фигуры бюстов и сфинксов, статуэтки, медали и накладные орнаменты выполняются из позолоченной бронзы. От украшений не остаётся ни одного свободного места. В филёнки вставляется мрамор, мозаика или цветные стёкла. Иногда вместо бронзы и цветной мозаики применяется резное дерево. Сундуки, поставцы и лари вышли из употребления, их заменили шкафы и кабинеты. Последние стали излюбленным предметом парадной обстановки. Появившись вначале в Испании, кабинеты быстро распространились в Италии, а затем и в других странах. Они отделывались с изысканной роскошью и являлись законченными произведениями искусства, поэтому высоко ценились и часто посылались в подарок даже знатным особам. Вначале кабинеты представляли собой ставившиеся на стол ларцы с двумя дверцами, за которыми скрывались маленькие ящики. Делали и крохотные кабинеты, величиной с ладонь. В XVII в. стали изготавливать большие кабинеты с подстольями. Обставленная несколькими такими предметами и вся комната в дальнейшем получила название "кабинет". Среди бесчисленных ящиков кабинета были и предназначенные для хранения документов, денег и драгоценных вещей. Великолепными были североитальянские кабинеты из чёрного дерева на подстольях с ножками в виде витых колонн. Фасад изделия обрабатывался как фасад здания, с мельчайшей мозаикой из слоновой кости.

В XVII в. центр развития мебельных форм переместился в более развитую Верхнюю Италию. Здесь излюбленной была мебель, покрытая яркими росписью и лаками. Иногда в декор вводили позолоту и инкрустацию зеркальными пластинками. В конце века в Венеции войдёт в моду мебель пластичных форм, иногда отделанная золочёными или серебряными накладками. Разновидность такой роскошной мебели достигнет расцвета во Франции времён Людовика XIV.

Кресла и стулья имеют ножки изогнутой или пирамидальной формы, иногда с кувшино-образным расширением в верхней части. Они массивны, украшаются резьбой и скрепляются проножками или слегка изогнутыми крестовинами с резным вазоном на середине. Изящной формы ножки оканчиваются расходящимися в стороны завитками. Изделия обиваются дорогими тканями и обильно украшаются бахромой. Богатый декор, как правило, сопровождает все стулья и кресла, даже и более простых по конструкции типов. Появившийся в это время диван имеет также сложные динамические линии.

Кассоне, пока оно ещё не было вытеснено комодом, как и всякая другая корпусная мебель, приобрело выпуклые стенки, а его крышка сплошь покрылась орнаментальным декором.

С развитием стиля шло освоение и новых материалов: кости, перламутра, фарфора, черепахи, камня и др. Они активно использовались при оформлении рам для картин, оправ для зеркал.

Столешницы столов имели шести- и восьмиугольную форму. Их края оформлялись разнообразными резными украшениями. Вместо обычных для ренессанса ножек в виде массивных опор появляется одна точёная кувшинообразная, к которой с трёх сторон примыкают кронштейны, заканчивающиеся звериными лапами. Всё подстолье устанавливалось на массивное резное основание.

Франция. Стиль барокко из Италии распространился по всей Европе. С середины XVII в. ведущая роль в искусстве переходит к Франции.

Эпоху барокко во Франции условно подразделяют на четыре этапа — "французские королевские стили", каждый из которых приурочен к правлению одного из Людовиков: раннее барокко (Людовик XIII, 1610-1643); зрелое барокко (Людовик XIV, 1643-1715); стиль регентства — переходный этап между правлениями Людовиков XIV и XV (1715-1720); позднее барокко, или рококо (Людовик XV, 1720— 1765).

Мебельное искусство с его изящными формами стало поистине искусством "большого стиля". Рост могущества монархий приводит к процветанию искусств. Монархи не жалеют средств на создание великолепных архитектурных ансамблей. При Людовике XIV и для него под руководством первого живописца короля Шарля Лебрена (1619-1690) создаётся прославленный Версаль. Ш. Лебрен явился и создателем придворного стиля Людовика XIV. Монументальный дворец, сады, бассейны и фонтаны стали блестящим окружением для церемоний придворного быта, подчинённых строгому, торжественному этикету. Отделка парадных залов Версаля отличалась роскошью. Стены разбивались на отдельные панно, облицовывались многоцветным мрамором, украшались колоннами и пилястрами. Между ними помещались золочёные композиции. Фризы, карнизы и плафоны расписывались лучшими художниками. В знаменитой Галерее зеркал в композицию стен были включены большие составные зеркала, придававшие залу размах и роскошь. Зеркала были тогда большой редкостью. В покоях, не отделанных мрамором, стены драпировались тканями: зимой — зелёным или тёмно-красным бархатом, летом — парчой с золотым или серебряным узором и многоцветными шелками. На фоне таких стен в золочёных рамах висели картины Рубенса, Тициана, Караччи и других художников.

Мебели в дворцовых залах было немного: несколько пристенных столов с вазами, шесть-восемь постаментов с канделябрами, табуреты. В тронном зале (зале Аполлона) стояли серебряный трон короля, серебряные столы, люстры, торшеры. Однако разорительные войны в конце правления Людовика XIV заставили его переплавить серебряную мебель в звонкую монету.

Новые приёмы декорирования грандиозного дворца требовали и новой организации мебельного производства. Цеховое объединение мебельщиков, сложившееся ещё в XVII в., тормозило развитие мастерства. Цеховому устройству была противопоставлена организация мастеров короля. В обширных галереях Лувра им отвели мастерские. В 1662 г. на базе шпалерной мастерской братьев Гобеленов была организована Королевская мануфактура гобеленов. Она производила известные на весь мир шпалеры, изделия из серебра, бронзы, художественную мебель и др. Возглавил мануфактуру художник Ш. Лебрен, ведавший убранством Версаля. Приглашенные Лебреном из Италии для Королевской мебельной фабрики (Manufacture Royale de Meub'es de la Couronne) краснодеревец Доменико Куччи, мозаичист Джиацетти Бранки и резчик Филипп Каффиери основали целую школу, из которой вышло большое количество известных французских мастеров. Помимо самого Лебрена, большое влияние на развитие стиля оказали также художники Жан Лепотр и Блондель. Изданные ими образцы были продолжением римской орнаментики стиля барокко середины XVII в. В стиле мебели этой эпохи можно установить два периода. Для первого характерно влияние художника Жана Лепотра, а для второго, более позднего - влияние художника Бэрена. Под влиянием его работ мебель в стиле французского барокко (эпохи Людовика XIV), грандиозная по формам, перегруженная украшениями, принимает тонкие и изящные формы.

В мебельном искусстве был принят новый путь декорирования — сплошное золочение или покрытие поверхности дорогими материалами. Технология золочения использовалась следующая. Резное дерево сначала покрывалось левкасом (от греч. leukys — белый) — грунтом на основе мела и клея. Затем поверхность снова обрабатывалась резцом, после чего в несколько приёмов наносился слой полимента (вид левкаса из особой глины, воска и др.). На подготовленную поверхность накладывали красноватую или желтоватую краску — в тон золота. После этого наклеивали тончайшие полупрозрачные листки червонного золота, тщательно их притирая и заглаживая места соединений.

Мебель для сидения и лежания, а также подстолья для зеркал и частично столы делали резными, обычно из бука, и покрывали сплошной позолотой (позже — окрашивали в светлые тона). Корпусную мебель облицовывали чёрным деревом, а исполнявших это мастеров называли чернодеревщиками.

Во второй половине XVII в. вырабатываются новые мебельные формы.

Кресла, стулья и диваны в эту эпоху обычно имеют очень высокие спинки, заканчивающиеся полукруглым верхом выше головы сидящего. Они всегда обиты тканями и украшены бахромой по нижней кайме сиденья и у локотников. Ткань прикреплена рядом гвоздей с большими полукруглыми шляпками, идущих по ребру спинки и по нижнему ободу сиденья. Ножки двоякого типа: или пирамидальной формы, обращенные Вершиной вниз, украшенные профилировкой, или же в виде изогнутых наподобие буквы S завитков, концы которых украшены акантовыми листьями. Последний тип ножек относится ко второй половине царствования Людовика XIV. В это же время у кресел, предназначенных для стариков, по сторонам спинки на высоте головы появляются два полукруглых выступа, также обитые материей, и входит в обиход шезлонг - кресло с сильно отогнутой спинкой и удлиненным сиденьем для вытянутых ног. Диваны этой эпохи представляют собою как бы соединения из трех поставленных рядом кресел, причем у среднего выкинуты подлокотники, благодаря чему образуется одна общая плоскость сиденья и спинки. Их обивка, закрывающая деревянную конструкцию остова, состоит из богатой декоративной ткани гобеленового типа, исполненной в ярких тонах. В ее украшении, кроме широких орнаментальных разводов, перевитых крупными, более натуры, цветами, встречаются различные птицы и мелкие зверки. Такие отдельно исполненные спинки и сиденья для мягких кресел табуретов и диванов изготовляются по специальным рисункам на королевских мануфактурах Гобеленов, Бовэ и Обюссонов. Верхняя часть спинки дивана имеет волнистую линию, повторяющую верхушки соединенных спинок кресел.

Столы делаются круглые и прямоугольные. Последние имеют ножки двух типов. Более ранние - с вертикальной осью, богато инкрустированные и вверху украшенные бронзовыми головами баранов или женскими головами с удлиненным овалом лица и пышной прической, переходящей в завитки орнамента. Позднее эти ножки стали сдваивать на узких концах стола, обрабатывая в виде лиры, как у итальянских столов. Подзор и края столовой доски богато украшались резьбой и инкрустацией. Кроме парадных столов, стоявших посреди дворцовых зал, у стены ставились особые прислоненные к стене консоли или консольные столы на двух ножках. Они имели главным образом декоративное назначение. Ширина их определялась шириною зеркала, стоявшего над консолью. Главное украшение консолей заключалось в резном подстолье, сплошь покрытом золоченой фигурной резьбой. Причудливо изогнутые ножки подстолья внизу скреплялись проногой. Середину ее обычно украшал массивный резной картуш с королевским шифром или гербом. У письменных столов ножки слегка изогнуты и суживаются книзу. Концы их обуты в богатые бронзовые башмачки. В коробке их подстолья - обычно три ящика, причем средний более мелкий, чем боковые. Доска письменного стола обычно делается из дерева. В средней своей части доска оклеивается красным или зеленым сафьяном с золотым тиснением по краям. На границе XVII и XVIII вв. в тяжелом стиле Людовика XIV наблюдается склонность к облегчению форм. Пышные завитки раннего французского барокко постепенно делаются легче и изящнее. Прямоугольные формы мебели буль исчезают, и начинают преобладать изогнутые линии. Легкие, хотя все еще симметричные узоры орнаментации покрывают филенки ящиков комодов и дверцы шкафов. Позолота уступает место покрытому воском натуральному дереву. В это же время появляется мебель с выдвижными ящиками: комоды и бюро, которые впервые встречаются в 1700 г. в гравюрах Жана Бэрена и Даниеля Моро, дававших свои композиции для французских мебельщиков.

Кресла становятся шире, спинки поднимаются выше. Ножки внизу скрепляются проножками. Деревянные части покрываются резьбой и золотятся по левкасу. Каждое кресло уподобляется чеканному золотому трону. В конце XVII в. в прямолинейных формах кресел и стульев появляются округлые линии, ножки и локотники изгибаются, но спинки остаются высокими.

Кроме стульев и кресел для Версаля делали также табуреты. Они представляли собой мягкие сиденья на скрещенных ножках, выполненных из серебра. Строгий придворный этикет требовал, чтобы в присутствии короля все стояли. Исключение делалось только для высокородных дам, которым и подавались эти мягкие табуреты.

Крупнейшим мебельщиком эпохи был Андрэ Шарль Буль (1642-1732). Он был также и архитектором, и живописцем, и гравёром. А. Буль имел свои мастерские в Лувре, где работали и его четыре сына.

Мебель буль, простая по форме, несколько тяжеловесна и пресыщена орнаментацией. На ее широких плоскостях, образующих панно, и находит себе место богатая инкрустация, состоящая из тонких переплетающихся завитков. Середина панно нередко занята самостоятельной композицией из хорошо прочеканенной, исполненной слабым рельефом человеческой фигуры, стоящей на особом постаменте и окруженной завитками богатого орнамента.

Орнаментация стиля Людовика XIV навеяна античным Римом, пышные завитки акантовых листьев и античные трофеи расположены в виде груды военной добычи, в которой нагромождены каски, кирасы, мечи, дикторские прутья, булавы и палицы Геркулеса, шлемы с пышными султанами, разной формы щиты, лавровые и дубовые листья и венки и пр. Картуши с выпуклым шаровидным полем, украшенным тремя французскими лилиями, шифром "короля-солнца" в виде лучезарного лика Аполлона или двух перекрещивающихся французских букв L. Ранняя мебель буль - шкафчики-кабинеты и шкафы для монет и медалей, инкрустированные цветным деревом, узором из цветов и птиц, являются подражанием шкафам-кабинетам флорентийских мебельщиков с их инкрустациями из твердого камня (pietra dura).

Приблизительно к 1680 г. надо отнести начало второго периода в стиле мебели буль, когда преобладание получает инкрустация из черепахи, латуни, олова и серебра. Украшения из черепахи, наложенные на блестящий фон металла, заключались в рамки, окаймленные рельефным багетом из литой бронзы, золоченой через огонь. Самого дерева в мебели буль почти не видно под изобилием украшений.

Буль стал инкрустировать мебель черепахой. Известную, в принципе, технику он довёл до такого совершенства, что она стала носить его имя. Суть её состоит в следующем. Черепаховую доску складывают с медной и наносят узор. Затем лучковой пилой выпиливают узор из двух досок одновременно. После этого медный узор вкладывают в черепаховую доску (это называлось "первая партия"), а черепаховый — в медную доску ("вторая", или "контрпартия"). Эту технику сегодня применяет любой школьник при выполнении мозаичных работ из тонких пластинок шпона.

Второй способ инкрустации мебели черепахой — так называемая техника "пике" (от франц. piquer — вкалывать). Этот способ применялся при изготовлении изысканных небольших изделий. Согласно рисунку в черепаховую пластинку вкалывались отрезки нагретой золотой проволоки. Когда проволока остывала, её отпиливали у самой поверхности пластинки. После полирования на пластинке оставался кружевной узор из мелких золотых точек. Узор дополнительно украшался золотыми и перламутровыми накладками.

Изделия в "стиле Буль" облицованы чёрным деревом и богато украшены бронзовыми накадками и маркетри, набранными пластинками черепахи, олова, кости, позолоченной меди. Контуры этой мебели прямолинейны, прямоугольные в сечении ножки книзу сужаются. Ведущий элемент орнамента крупные мотивы стилизованной лозы. Произведения Буля — это большие шкафы, комоды, консоли, декоративные столики и подставки; футляры для часов и др.

Наиболее богатым предметом обстановки является кровать. В соответствии с придворным этикетом спальня играла роль приёмной. Гостей принимали лёжа в кровати или во время сложной процедуры одевания. Кровать приобрела форму шатра из пышных драпировок и занавесей. Кресла — прямые спинки, обитые гобеленом.

В начале XVIII в. появляется одно из важнейших изделий века — комод с выдвижными ящиками. Толчком для их производства, а также для производства декоративных столов явились в основном проекты художника Берена (ок. 1700 г.). Ножки и царги столов и консолей покрывались богатой резьбой. Использовались ножки и других форм — прямые, но в сложности и декоре не уступавшие изогнутым. В эпоху барокко появляется ранняя форма шезлонга.

Для убранства интерьеров изготавливались напольные и настольные часы, постаменты для скульптур, витрины, люстры. С дорогой мебелью сочетались также шелка, шпалеры, фаянс, фарфор.

Орнамент стиля барокко второй половины XVII в. строго симметричен. Для него характерны волюты, балюстрады, разорванные фронтончики, различные варианты акантового листа, сплетённого с раковинами и львиными головами. Излюбленный мотив — окружённое лучами солнце, символизирующее персону короля (Людовика XIV называли "король-солнце")- Постепенно в композиции происходит противопоставление прямых и округлых линий. Появляются новые мотивы: ромбовидная сетка, украшенная розетками в местах пересечения (так называемый трельяж); орнамент, имитирующий зубцы занавеси (ламбрекен).

Парадный интерьер эпохи Людовика XIV в своей основе носил ренессансный характер. Стены украшались лепным узором или резным деревом, обтягивались дорогими тканями, завешивались гобеленами. Цвет преобладал белый в сочетании с золотом. В использовании элементов ордерной архитектуры имел место некоторый произвол, но в целом обильная, органически связанная с мебелью декорировка создавала величественность форм. Это торжественное и гармоничное искусство стало предметом подражания и недостижимым образцом для многих дворов Европы.

Голландия. Здешняя мебель первой трети XVII в. заметно отличалась от мебели Италии и Франции. Для буржуазной Голландии характерна удобная мебель, соответствующая маленьким чистым комнатам. Здесь складываются типично бюргерские формы внутреннего убранства жилищ. Барочная мебель следует принципам позднеренессансного искусства, которое служило основой нового стиля. Растущий интерес к благоустройству жилища приводит к расцвету интерьернои живописи и культуры интерьера. Достоинством изделий является конструктивная ясность построения формы, целесообразность. Они нарядны, но не перегружены декором. Голландская мебель влияла на формы бюргерской мебели немецких приморских городов, связанных торговлей с Голландией. Северонемецкие шкафы часто неотличимы от голландских. Шкафы завершаются сильно нависающим карнизом. Плоскости дверок разделяются на части, края которых, как и карниз, сильно профилируются. Для придания изделиям интересной формы карнизы получают волнистые очертания. Зрелым творением голландских мебельщиков является двухкорпусный буфет (горка), состоящий из комода волнистой формы и верхней застеклённой витрины для хранения фарфора. Комоды изготавливались с выпуклыми изгибающимися стенками.

Разнообразны голландские стулья и кресла. Известны стулья брусочного типа с проножками, с прямоугольным сиденьем и спинкой. Длительное время употребляются курульные кресла. Изготавливались стулья и кресла с точёными проножками и ножками, а также с витыми. Существуют стулья с плетёными сиденьями и спинками. Для обивки тканями применяются гвозди с декоративными шляпками. Прямые и точёные ножки постепенно заменяются гнутыми, характерными для стиля барокко. Кровати приобретают шатровое решение, они пышно оформляются бархатом и шёлком. Голландские лубовые столы делались на точёных ножках в форме балясин и внизу соединявшихся проножками.

В конце XVII — начале XVIII в. наряду с простыми формами производят нарядные предметы с набором из цветного дерева. Излюбленные мотивы украшений комодов и горок — гвоздики, тюльпаны, часто помещённые в вазы. Такими же наборами украшают и спинки стульев.

В последней четверти XVII в. на формы голландской мебели оказывает влияние Китай. Первые китайские образцы привозили голландские купцы, а позднее их стали повторять и в Голландии. Ножки у шкафов делались по европейскому образцу (витые или точёные) или китайского типа — изогнутые, расширяющиеся кверху. Внизу они заканчивались птичьей лапой, сжимающей шар. Эта форма ножек послужит образцом в более поздний период в ряде стран, особенно в Англии, в мебели стиля королевы Анны и ещё позднее — в стиле Чиппендейла.

Германия. Спустя десятилетие после окончания Тридцатилетней войны (1618-1648) формы барокко из Италии и Голландии проникают в Германию. В это время она остаётся ещё раздробленной, состоящей из отдельных самостоятельных герцогств и княжеств. Поэтому мебельные формы городов Средней Германии (Франкфурт, Аугсбург) отличаются от форм мебели северогерманских ганзейских городов (Гамбург, Данциг, Любек). В Гамбурге и Данциге, которые испытывали влияние Голландии, выпускались монументальные щкафы на шарообразных опорах, с сильно выступающими карнизами, богато декорированными фи ленками. В Данциге делают кабинеты, столы с ножками в виде балясин, сундуки. В мебели для сидения до конца XVII используется витая ножка, позже она бyдет меняться на изогнутую.

Производство кабинетов особенно расцветает в вольном городе Аугсбурге. Здешние мастера хорошо освоили флорентийскую мозаику. Вместо чёрного дерева применяли мореную грушу. Часто использовалась живопись, тогда поверхность кабинета уподоблялась фасаду с окнами, за которыми виднелись пейзажи. В конце XVII — начале XVIII в. используется орех, резной орнамент, колонны и пилястры, которые несколько организуют измельчённую форму.

Разнообразной по конструкции и форме была мебель для сидения. Встречаются дощатый стул с  резной спинкой и точёными ножками, стул с гнутыми ножками и плетеными сиденьем и спинкой, кресло с витыми ножками и гладкими поверхностями обитых тканью спинки и сиденья, а также кресло, обитое бархатом и отделанное бахромой. Интересен стол, в котором прямые линии и гладкие поверхности столешницы и царг сочетаются с изогнутыми формами ножек и проножек.

Для декорирования изделий применяется инкрустация костью и металлом, но не выходит из употребления и резьба. Немецкий мебельный мастер А. Эк впервые применил технику рельефной интарсии из цветного дерева. Центры мебельного искусства быстрее складывались в южных областях Германии, так как сюда быстрее проникало влияние Италии. Особенно значительным был мебельный центр в г. Нейвиде, где работали известные мастера братья Абрахам и Давид Рентгены. Расцвета барочный стиль в Германии достигает лишь в XVIII в.

Англия. Стиль барокко здесь формируется с 60-х гг. XVII в. Тяжеловесная дубовая мебель периода правления короля Якова I под влиянием голландской меняется на более лёгкую ореховую (в английском мебельном искусстве эпоха барокко даже получила название "ореховый период")- Переходный этап от позднего Возрождения к барокко в Англии именуют самостоятельным стилем Уильяма II и Марии (1689-1702), но это скорее небольшой этап раннего барокко. В этот период ножки в мебели используют прямые точёные, внизу их соединяют изогнутыми проножками. Позже появились гнутые ножки, и мебель приобрела более явные барочно-динамичные формы с элементами декора. Корпусные предметы имели резные филёнки с беспокойным по ритму орнаментом. Спинки стульев и диванов делаются плетёными камышом, что придаёт им лёгкость. Появляется глубокое мягкое кресло. Оно удобное, поэтому подобные формы имеют место и в современных изделиях.

Расцвет английского барокко приходится период правления королевы Анны (1702-1714) поэтому стиль этого периода и называют стилем королевы Анны. Мебели присущи простота и чистота форм, мягкость линий, конструктивная мягкость. Инкрустация носит орнаментальный характер, применяется чёрная и красная лаковая отделка по китайским образцам. Ножки, наподобие китайских, имеют равный изгиб. В оформлении мебели распространены S- и С-образные завитки и раковины. В спинках стульев и кресел применяются различные формы щита. От мебели в архитектурных формах делается переход к мебели столярных форм. В начале XVIII в. осваивается выпуск кабинета, нижняя часть которого решена в форме стола. Комод вытеснил из городских жилищ сундуки, которые ещё надолго останутся в крестьянских домах. Комод, а также шкафы с ящиками становятся важнейшими предметами мебели. Появляется и новый тип изделия — туалетный стол с зеркалом. Принцип удобства и .целесообразности ведёт к очищению форм и уменьшению декоративизма в креслах и диванах.

Мебель периода правления короля Георга I (1714-1727) отличается некоторыми особенностями. Наряду с сохранением и развитием традиционных форм даёт о себе знать французское влияние, а также влияние китайской мебели из бамбука (стиль Чембер).

Испания. Формы позднего Возрождения украшаются элементами барокко, иногда до перенасыщения. Вершиной испанского барокко являются творения архитектора Чурригеры (1650-1723), поэтому стиль иногда обозначают термином "чурригеризм".